Опубликованные источники и документальные материалы.
Можно утверждать, что целая плеяда ученых Востока и Запада еще в средние века и новое время внесла свой вклад в освещение данной проблемы. Так, мусульманский теолог XII века аш-Шахрастани исследовал процесс и последствия расколов в исламе, которые в основном носили политическую подоплеку. Абу Хамид Ал-Газали стал основателем ныне общепризнанной, эталонной суннитской ортодоксии, получившей повсеместное распространение в мусульманском мире. В своих трудах ученые и исследователи В.В. Бартольд, Бернард Льюис, Идрис Шах, А. Массэ ставили целью проследить историю возникновения и развития ислама и его отдельных течений, а также составить наиболее полное описание мусульманской доктрины в том виде, в каком она была доступна им.Научная литература
по проблеме
. Нынешний интерес к религии в целом и к религиозному радикализму в частности в известной степени стимулируется получившей популярность в научном мире идеей о столкновении цивилизаций, высказанной американским ученым С.Хантингтоном. Популярность концепции Хантингтона, определившим нарастание межконфессиональных противоречий как межцивилизационное противостояние, может быть объяснена относительной легкостью ее восприятия, ее удобством как "ключа" для понимания конфликтов в СНГ, эффективностью подачи ее публицистами самых разных идеологических направлений, а также тем, что к идеям Хантингтона обращается немалая часть политических радикалов.Изучение проблемы радикализма в исламе относительно новое направление исследований в области политических наук, поскольку современный радикализм можно связать с моментом образования в Египте в 1926 г. мусульманской организации экстремистского толка "Братья-мусульмане".Среди современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты арабо-мусульманской цивилизации, исламского права, а также политизации этой религии можно отметить Л.С. Васильева. Его однофамилец А.М. Васильев в своей книге прослеживает важнейшие этапы истории мусульманства, его взаимодействия с христианством, с западной цивилизацией. Здесь затронут также вопрос об эволюции основополагающих принципов последнего, дается характеристика нынешнего состояния ислама. Статья позволяет лучше понять мусульманский мир, играющий ныне весьма заметную роль в судьбах человечества. Статья написана на основе доклада, сделанного на заседании Президиума РАН.Крупнейший востоковед и историк России Ланда Р.Г. написал целую серию статей по исламу в России, которая впоследствии вошла в одноименную монографию.Так, исследователь движения радикального ислама Л.Р. Полонская указывает на такие особенности возрождения фундаментальных основ религии как теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории возрождения идеального исламского государства, обеспечивающего возможность существования такого общества, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.
Известнейший исследователь политизированного ислама А.В. Малашенко, в свою очередь, рассматривает фундаментализм как мысль, теорию, в то время как исламизм, по его мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть действием. В идеологическом отношении "классические" фундаменталистские организации выступают сегодня за "очищение" реально существующего ислама, обвиняют в продажности, сервилизме официальных служителей культа, призывают к созданию "идеального" мусульманского общества, функционирующего согласно Корану, "неповрежденной" Сунне и законам шариата. Этим же положениям он следует в своей монографии.
Политические установки как основа формирования политического
стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки. Другие (наприме ...
Понятие политической власти
1 Политическая власть — центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, ра ...
Политика как общественное явление
Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее. Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нап ...