Политическая система Украины - это система организации власти в стране. Вся власть в Украине поделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, выполнения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается гражданами страны на основе общего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом может стать избранный гражданин Украины, который проживал в Украине не менее 10 лет до выборов, имеет право голоса, владеет избирательным правом и государственным языком. Президент может занимать эту должность не более двух сроков подряд.
Институт президентства для современной Украины в новинку. Как собственно и демократия. До этого главы государства конечно же были. Но с абсолютно другими полномочиями и при другом политическом устройстве. Перед престольными князьями, гетманами, губернаторами стоялииные задачи, нежели перед Президентом современной независимой Украины.
Первым, к сожалению, неудачным опытом государства было назначение Михаила Грушевского Президентом Украинской Народной Республики в начале ХХ века. Но страна оказалась не готова к самостоятельности и вскоре независимая Украина вместе со своим президентом исчезли с мировой политической карты. Начиная с 1920 года, в течении 70 лет, страной правят Секретари Компартии. Став независимой в 1991 году, Украина снова обретает президента. Бывший первый секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук становится главой государства и пребывает на этом посту в течении трех лет. В 1994г. на президентских выборах страна «называет» нового лидера. Им становится Леонид Кучма, который занимал свой пост в течении 10 лет, пребывая в кресле главы государства 2 срока подряд. В 2004 году президентом становится Виктор Ющенко.
Президент является гарантом Конституции. В статье 106 Основного закона прописаны все его полномочия. Но после внесения изменений в Конституцию, которые вступили в силу 1 января 2006г. Президент утратил часть своих полномочий. Формально являясь единоличным главой, Премьер – министр фактически обладает большей властью, формирует свой кабинет и имеет поддержку большинства в парламенте. Президент, согласно новой редакции Конституции, лишен права назначать и увольнять министров, глав местных администраций, а кандидатура главы правительства предлагается парламентским большинством, а не выбирается лично. Но за президентом осталось право вето, право назначать министров обороны и иностранных дел, формировать персональный состав СНБО и 1/3 судей Конституционного суда, вносит в Верховную Раду представление о назначении главы СБУ и Генерального Прокурора. Глава государства также принимает решение о введении чрезвычайного положения. Срок избрания не изменился. Он составляет 5 лет. Президент является Верховным главнокомандующим и главой СНБО. Лидер государства исполняет и представительские функции.
Условия досрочного прекращения полномочий также оговорены в Основном законе.
Единым органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 избираются в одномандатных округах на основе относительного большинства. 225 - по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избираемых блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.
Полномочия народных депутатов определяются Конституцией и Законами Украины. Народные депутаты могут добровольно объединяться в депутатские группы (фракции) при условии, что в состав каждой из них входят не менее 25 депутатов. Депутатские группы формируются как на партийной, так и на внепартийной основе. Депутатские группы, сформированные на основе партийной принадлежности, называются депутатскими фракциями. В состав депутатской фракции могут входить и внепартийные депутаты, которые поддерживают программу соответствующей партии. Депутатские группы, сформированные на внепартийной основе, объединяют депутатов, которые разделяют одинаковые или схожие взгляды по вопросам государственного и социально-экономического развития.
Верховная Рада Украины – это продолжение традиций парламентаризма. Начиналось все с вече в Древней Руси и Генеральной казацкой рады, которая приняла в 1710 году Конституцию Гетмана Пилипа Орлика. Но парламент в современном представлении появился у нас 90 лет назад. Первопроходцем была Украинская Центральная Рада во главе с Михаилом Грушевским, которая начала свою работу 17 марта 1917 года. Исполнительный комитет Центральной Рады выполнял функции правительства. Основной заслугой Центральной Рады стало то, что Украина, входившая в состав царской России, перешла сначала в статус автономии, а потом обрела независимость. Ровно через год – 27 апреля 1918 года указом немецкого ставленника Гетмана Скоропадского Центральную Раду распустили. К началу 1920 года в Украине установилась советская власть и появился парламент – Верховный Совет УССР, который принял декларацию о суверенитете 16 июля 1990 года. После распада СССР и провозглашения 24 августа 1991 года независимости, Украина обрела новый парламент – Верховную Раду Украины.
Новая роль культуры в трансформирующемся обществе - от экономоцентризма к культуроцентризму
В последнее время в концептуальных подходах к определению основных источников и механизмов общественного развития все четче просматривается постепенный отход от позиций ведущей роли экономики, а также политики и идеологии в росте благополучия социума, укреплении его стабильности и сплоченности. Основной центр тяжести в осмыслении процесс ...
Сущность авторитарного режима и его основные черты
Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политич ...
Идеологический аспект государственной политики.
Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вырабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку на достижение каких-то целей, приверженность определенным ценностям. Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других в ...