Одна из самых сложных трансформаций произошла и продолжает происходить на Украине, казалось бы, одной из самых близких к России по политической культуре бывших советских республик. Нынешняя Украина состоит из территорий, связанных как с австро-венгерской и польской (скорее парламентарными), так и с российской (скорее автократической и самодержавной) политическими традициями. Есть еще и четвертая традиция – гетманской Украины 16-18 веков. Страны Восточной Европы, которые ранее были частью Австро-Венгерской империи, которая к 1918 прошла значительный путь в направлении установления конституционной монархии и парламентской демократии, благодаря этому обстоятельству были гораздо более интегрированы в Европу (к ним можно добавить Польшу), чем страны юга Восточной Европы, долгое время находившиеся под властью или бывшие в вассальной зависимости от Османской империи, где господствовал жестко авторитарный политический режим. По мнению болгарского политолога К.Денчева эти государства можно назвать “группой стран замедленного развития”.
Если в странах Восточной Европы в результате институциональной трансформации постепенно складываются парламентско-президентские республики типа финляндской или португальской ,то на постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики) возникли временные авторитарные гибриды, сочетающие элементы автократических президентских систем с советской бюрократической номенклатурной практикой. Помимо практически «самодержавной» президентской власти, отличительными чертами подобных режимов являются пренебрежение интересами и мнением населения, свертывание демократических процессов и процедур, вытеснение публичной политики теневой. Чем дальше уходит в прошлое 1989 г., тем очевиднее, что направление движения большинства бывших республик СССР (России, Белоруссии, среднеазиатских и закавказских государств) существенно отличается от восточноевропейского.
Важнейшая особенность политических трансформаций на Украине – их эволюционный характер. Украина не знала событий, похожих на румынские 1989г. или российские 1993г. Конституционные изменения происходили там в соответствии с нормами прежнего режима; парламент сам принимал решения, определявшие направление преобразований. В известном смысле украинский сценарий трансформации близок к «бархатным революциям» в Восточной Европе.
Сравнение процессов, развертывающихся в Восточной Европе и постсоветских странах, указывает и на расхождения в понимании демократии. Утвердившееся в бывшем СССР представление о ее сути прекрасно иллюстрирует следующее замечание одного известного российского политика середины 1990-х годов: «Демократия заканчивается, когда опускаешь бюллетень в урну». Подобный примитивный взгляд на
демократию как на ритуальное проведение выборов вряд ли удовлетворит восточноевропейцев. Принципиальным для демократической системы является не то, что выборы формально проходят, и даже не электоральные правила, но то, как управляет избранная власть. Демократия – это постоянный процесс согласований и переговоров, позволяющий учитывать интересы различных общественных групп и структур, исключающий диктатуру как большинства, так и меньшинства . Применение упрощенных критериев порождает иллюзию, будто там, где есть выборы и правит большинство, «все в порядке». Но на практике ситуация гораздо сложнее, и украинский опыт тому наглядное подтверждение.
Украина объективно (географически) находится на стыке «восточноевропейского» и «постсоветского» миров. Часть ее территорий связана с австро-венгерской и польской политическими традициями, часть – с российской. Наконец, существует и традиция гетманской Украины XVI – XVIII вв. Не следует забывать, что сегодняшняя Украина – правопреемник бывшей Украинской ССР и ее границы – результат административного деления бывшего СССР. В своем нынешнем виде Украина – исторически новое государственное образование, политическая культура которого еще только зарождается из симбиоза традиций. Вместе с тем, если мы обратимся к истокам украинской государственности, то увидим, что демократические традиции там укоренены глубже авторитарных. Поэтому демократизация политической системы, движение в сторону парламентарной республики, расширение прав местного самоуправления, территориальных общин (громад) было бы для Украины естественным процессом.
Предпосылки образования популистской партии в Соединенных Штатах Америки
После гражданской войны 1861 – 1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставила американски ...
Исполнительная власть в системе разделения властей федерального уровня:
взаимодействие и сдерживание
Конституцией США определен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, который одновременно предполагает их взаимодействие. Этот механизм напрямую воздействует на законотворчество. Влияние Президента в Конгрессе в значительной мере зависит от того, какой процент составляют его однопартийцы. В истории америка ...
Организации СМИ и информирование избирателей
Согласно подпункту 46 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях под организациями, осуществляющими выпуск СМИ, понимаются организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий. Принцип свободного информирования избирателей означает, что никто не вправе влиять на деятельность организаций ...