• Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей.
• Согласно конституции главой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.
• Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
• Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81).
• Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Здесь применяется т.н. "конструктивный вотум" недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах.
• В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют "духу и букве" конституции (ст. 93).
Политические партии
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах "младшего партнера"; баланса сил.
Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.
СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.
Функции политических партий
В современных либеральных демократиях гражданское общество и государство интегрированы в единое целое посредством трех основных политических институтов: представительной системы государственной власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Метафора "суверенной власти народа" означает сегодня, что власть в госуда ...
Политический портрет В. Путина
Политический стиль Путина определить нелегко по ряду причин. Во-первых, и.о. президента еще только осваивается как публичный политик. Как признался он сам в интервью Михаилу Леонтьеву: «Я не могу сказать, что это меня тяготит, но удовольствия особого не доставляет». Во-вторых, Путин пока действует и как премьер, и как de facto президент. ...
Некоторые особенности
восприятия политических лидеров в современной России
Многие аналитики отмечают, что российская политика персонифицирована, а значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам. Безусловно, интерес к власть предержащим существовал всегда, но, в силу отсутствия обратной связи, появлялось огромное количеств ...