Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в этом плане три основные концепции.
Первая из них базируется на наследии Хасана аль-Банны и проповедуется в основном сирийскими экстремистами, в частности С. Хаввой. Он выделяет 3 стадии борьбы. На первой стадии (начальной) происходит просветительская и благотворительная деятельность с целью донести до каждого мусульманина призыв ислама. На второй, организационной стадии осуществляется укрепление самой организации, воспитание ее членов с целью создания боеспособностью континента моджахедов (воинов джихада). Третья, насильственная стадия заключается в решительной борьбе за захват власти с целью преобразования общества в соответствии с нормами ислама.
Вторая концепция действий была выдвинута С. Кутбом. Стратегия, основываясь на трудах Маудуди, исходит из двух стадий борьбы - стадии слабости (истидаф) и стадии джихада. Поскольку С. Кутб относил современное общество к джахилийи, то он не надеялся на его воспитание и поддержку. Поэтому борьбу во имя ислама он представлял себе не как народное восстание, а как гражданскую войну небольшой "уммы" истинно верующих против "неверного" общества. Стадия "слабости" заключалась в отделении группы от джахилийи, по аналогии с обществом Муххамада, с целью сохранения "чистоты" веры, самосохранения в рамках группы "исламского общества" в миниатюре.
Разрыв с "джахилийи" по С. Кутбу, должен быть полным и всеохватывающим: "У мусульманина нет страны, помимо той части земли, где установлен шариат . у мусульманина нет национальности, помимо веры, делающей его членом уммы . у мусульманина нет родственников, помимо тех, кто разделяет с ним веру в Аллаха". С. Кутб отрицал возможность того, что в обществе " джахилийи, " остались какие-либо элементы ислама, которые в конечном стете способны его победить. Он не принимал путь постепенного преобразования.
Данная стратегия активно используется такой ультроэкстремистской группировкой как "Аль-гамаа аль исламийя" ("Исламская группа"), в прошлом практиковалась "Ат-такфир ва-ль-Хиджра" ("Обвинение в неверии и уход").
Третья концепция исходила из обвинения в неверии не всего общества, а правящей верхушки. Ее суть заключалась в создании законспирированной, широко разветвленной организации, проникновении в армию и госаппарат и, после захвата власти в ходе государственного переворота, постепенная исламизация общества. Данная стратегия применяется такими группировками как "Аль-Джихад", "Мунназамат ат-тахрир аль-исламий", "Хизб ут-тахрир". 20.
Определенное влияние на стратегию и тактику экстремистов оказала Иранская революция. Исследователи указывают, что после нее всеобщее восстание стало рассматриваться как наилучший способ свержения правящего режима, а организация массовых беспорядков - наиболее эффективным методом борьбы против армии и органов безопасности.21
Помимо краткосрочной цели - захвата власти, фундаменталисты планируют в перспективе создать всемирное исламское государство.
По их замыслу, в ХХ веке в него должны были войти около 50 государств Азии, Африки и Европы. В том числе Албания, Босния,
Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргызстан, Таджикистан, территории Кавказа, Израиля. Затем его границы планировалось расширить за счет территории Северной и Южной Америки, Австралии, Гренландии. К 2100 году Земля станет, по их замыслу, единым халифатом со столицей в Саудовской Аравией.22 Подобную же цель преследует и Иран, длительное время пытаясь создать шиитско-имамитские "плацдармы" в Ливане, Турции и Ираке. Несмотря на различия в стратегиях борьбы, все исламские группы выделяют два основных метода борьбы: пропаганду вооруженную борьбу (джихад), однако единства по поводу соотношения этих методов нет.
Так, С. Хавва, лидер сирийских исламистов, считал, что пропаганда должна предшествовать джихаду. Фарадж, один из руководителей египетских "Братьев-мусульман" был склонен ее игнорировать. С. Кутб считал, что оба метода необходимо практиковать параллельно. Пропаганда (метод убеждения) применяется на психологическом уровне индивидумов, в то время как джихад (метод вооруженной борьбы) применяется на уровне общества в целом, причем последнему отводится ведущее место:
Взаимоотношения Украины и России
Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в «Статьях Богдана Хмельницкого», подписанных в Москве в марте 1654 г. В них перечислялись права и привилегии, пожалованные Войску Запорожскому, казацкой старшине, украинской шляхте и многим крупным городам. «Статьи» давали несравненно более широкие пра ...
Дореволюционный период
Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный перио ...
Основные трактовки политики
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. «полис» - город) и первоначально обозначал различные формы государственного правления. Так, одно из первых произведений, посвященных изучению политики - трактат Аристотеля «Политика» - дословно так и назывался - «То, что относится к государству». Таким образом, описание и изучение п ...