"Цель вооруженной борьбы - расчистить путь для метода убеждения".23 На практике соотношение этих двух методов, как считает Э. Сиван, диктуется конкретными условиями, в которых приходится действовать фундаменталистской организации: возможность проникновения во властные и силовые структуры, готовность власти вести диалог изменение политической коньюктуры, социально- экономической ситуации в стране и др. Тот же автор отмечает возможность изменения ориентации исламской организации с реформистской на революционно-террористическую алжирскую (ИФС), и наоборот (ливанская Хизбалла).
Как известно, репрессивная политика властей обуславливает уход организации в подполье и усиление в ней экстремистского крыла. В качестве примера можно привести алжирский ФИС (Фронт исламского спасения), который после запрета его в 1993 г. развязал в стране террор, египетская "Аль-гамаа-аль-исламий", действующая в подполье, практикует исключительно силовые методы и др. В тоже время привлечение членов Хизбалла в состав коалиционного правительства Ливана значительно снизило активность ее военнизированного крыла.
Собственно, соотношение данных методов, применяемых фундаменталистами, позволяет ряду исследователей выделить в фундаментализме радикальное (экстремистское) и умеренное течение 31.
Исходя из концепции "антиисламского характера" общества и государства, радикальное направление выступает за активные, насильственные действия с целью прихода к власти "истинных" мусульман и создания исламского государства. Основной их метод - террор с целью устрашения и пропаганды своих взглядов.
В качестве окончательного этапа захвата власти рассматривается верхушечный переворот или народная исламская революция.
Для умеренного исламского фундаментализма характерно стремление уживаться с гражданским обществом. Для достижения власти умеренные стремятся внедриться в существующую политическую структуру путем завоевания мест в профсоюзах, студенческих советах, благотворительных организациях, советах директоров отдельных компаний и банков. Они готовы использовать уже действующие государственные структуры, добиваться введения шариата через конституцию, действовать в качестве легальной парламентской оппозиции.
Политика умеренных исламских стран отрицает методы дестабилизации, уложена в рамки международного права. В то же время пропагандируется уния исламских государств, основанная на полной унификации их экономической, политической и правовой систем.
Таким образом, оценивая идеологические положения и практику радикального исламского фундаментализма необходимо отметить ряд положений:
1. В основе социально-политической программы исламского фундаментализма лежит идеализация первой общины (уммы) пророка Муххамеда, которая рассматривается как эталон будущего исламского государства.
2. В силу антиисламского характера правящих режимов (в независимости от их политической принадлежности), первоначальной задачей является захват власти и установление "истинного исламского" правления с перспективой образования всемирного исламского государства.
3. Методы, используемые для достижения данной цели, обуславливают условное разделение исламского фундаментализма как политического движения на умеренное и радикальное (экстремисткое) крыло.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7 – 15 вв. Л., 1966.
2. Цит. по Коровиков А.В. Исламский экстремизм в Арабских странах. М., 1991, с. 43.
3. См. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1999.
4. Коровиков А.В. Указ. соч. С. 56.
5. Поляков К.И. Жизнь и смерть отца "мусульманского братства". // НГ – Религии, 21 10 98. С.4.
6. См. Коровиков А.В. с. 70.
7. Там же. с. 71.
8. Там же. С. 74.
9. Там же. с. 76.
10. Там же. с. 77.
11. Млечин А.Л. Секта, которая считает, что смерть слаще жизни. // Новое время. 1992. № 17.
12. Коровиков А.В. Указ. соч. с. 84.
13. Там же. с. 80.
14. Коровиков А.В Указ. соч. с. 79.
15. Малашенко Д.В. Мусульманская цивилизация: движение и инерция. //Восток. 1994. № 4. с. 36.
16. Коровиков А.В. Указ. соч. с. 63.
17. Сиван Э. Радикальный ислам: принципы и последствия террористического насилия.//НЭБ. 16 08 99.
18. Коровиков А.В. Указ соч. С. 68.
19. Капитонов К. Отец террора. //НГ – Фигуры и лица. 3 – 10 02 2000.
Политическая система общества
Политическая система есть одна из подсистем общества, наряду с экономической, идеологической и т.д., которая отличается от других тем, что она (как и правовая)"замкнута" на власти. Это превращает политическую систему в инструмент интеграции общества, вовлечения различных политических сил в решение задач, стоящих перед обществом ...
Внешняя политика США в Афганистане после событий 11 сентября 2001 г.
Определяющее влияние на политику США в отношении Афганистана после падения режима талибов оказали две группы факторов. С одной стороны, выводы, сделанные Вашингтоном на основе более чем полувековой истории своих взаимоотношений с Кабулом, с другой, – изменившиеся условия, в которых происходило формирование нового этапа афгано-американски ...
ФСП: политика реформирования
Благоприятнее складывалась ситуация для французского премьера Л. Жоспена, лидера Французской социалистической партии (ФСП) после победы на парламентских выборах в мае 1997 г., хотя он был вынужден руководить страной совместно с правым президентом Ж.Шираком. Доставшаяся ему экономика была в неплохом состоянии. Несмотря на давнюю неолибера ...