logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами
Страница 2
Другая политология » Исламский экстремизм - роль в мировой политике » Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами

В шиизме имамитского толка само понятие власти имеет несколько другой характер. Власть ("вилайят" - попечение, покровительство) понимается как попечение, которое оказывает отец своим детям. Право на "вилайят", полученное пророком от Аллаха, которое было передано имаму Али, а затем к его наследникам, вплоть до двенадцатого имама шиитов Махди, который исчез ("скрылся") накануне "конца времени" произойдет его пришествие, после чего на земле воцарится мир и благополучие. До пришествия "скрытого" имама "попечительство" над верующими должны осуществлять факифы-знатоки "божественного установления", которые образуют в шиизме четкую иерархию - от мулл до аятолл. Иранская революция 1979 г. послужила тому, что принцип "вилаят" был перенесен Хомейни из области теории в практику и провозглашен основой "исламского образа правления". Не религиозная община а целое государство стало объектом претворения в жизнь "покровительства" священнослужителей. Шиитскими экстремистами Ирака, Ливана ставится цель создания такого государства.

Новая концепция "вилайят" носит воинствующий характер: установление "исламского образа правления" приняло насильственный характер "экспорта исламской революции". В марте 1982 г. в Тегеране собралось 380 лидеров шиитских общин, которые призвали Хомейни "огнем и мечем" распространить ислам среди неверных. Вследствие чего в Иранском МИДЕ появился департамент по делам освободительных движений (по экспорту исламской революции), ежегодные ассигнования на который достигали 100 млн.долларов, а на территории Ирана появилась сеть учебных лагерей для подготовки террористов.13

Социально-экономическая программа экстремизма гораздо расплывчата, чем политическая. Основой ее служит принцип справедливости (адаля). Ислам признает имущественное неравенство, но основой ее является личный труд человека. Предполагается, что в исламском обществе не будет ни бедных, ни богатых и следовательно, исчезнет расточительство, обман, растовщичество. Это должно обеспечиваться высоким моральным уровнем членов уммы и исламской налоговой системой, основанной на закяте.

Классовые конфликты в таком обществе невозможны, т.к. будет господствовать принцип справедливости.

Фундаменталисты признают право на частную собственность, и существование госсектора, если этого потребуют интересы уммы. Характерной чертой их экономических взглядов является отказ от финансово-экономических связей с Западом.14

Оценивая современное общество радикальные фундаменталисты исходят из принципа такфир, т.е. обвинение в неверии. Муххамад Абд-ас-Салям, один из руководителей крайне экстремистской группировки "Священная война" в своей книги называл всех современных руководителей мусульманских стран первейшими вероотступниками, которых обвинил в услужении "крестоносцам" (христианам), коммунистам и сионистам. Абд-ас-Салям делает различие между неверным и вероотступником, заявляя, что последнего надо убить в любом случае.15 Грехом объявляется не только правление не по-шариату (Шукри Мустафа писал: "Правители нечестивы, а Аллах повелел, что кто не правит согласно предписаниям, тот не верный"), но и повиновение неверному правителю: "Угнетенные несут ответственность за свою слабость в подчинении угнетателю".16

Как следствие этого, для радикальных фундаменталистов, как правило, характерен отказ от работы в государственных учреждениях, а также в госсекторе экономики и службы в армии.

Подобное отношение распространяется и на священнослужителей. На них возлагалась ответственность за моральное разложение и деградацию общества, распространение ереси Улемы обвинялись в неспособности адекватно прореагировать на культурный вызов Запада, в искажении сущности джихада, проповедуя его в смягченном и неполном виде.

Поэтому членам радикально-фундаменталистских групп запрещалось молиться в государственных мечетях и под руководством официальных имамов. Шукри Мустафа писал: " Все имамы мечетей-еретики, и молиться под их руководством противопоказано".17

Оценивая международную обстановку, радикальные фундаменталисты не находят принципиальной разницы между различными политическими режимами, экономическими системами и т.д.

Страницы: 1 2 3

Другое о политике:

Тестологический подход
Еще один пример клинико-психологической классификации основан на использовании известного в психологии теста цветовых предпочтений Люшера. На основе экспериментальных данных (ответов населения) политиков как бы «раскрашивают» в разные цвета. Þ Синий цвет — «тревожный». Для людей, определенных таким образом, главное - надежность, бе ...

Взаимоотношения Украины и России
Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в «Статьях Богдана Хмельницкого», подписанных в Москве в марте 1654 г. В них перечислялись права и привилегии, пожалованные Войску Запорожскому, казацкой старшине, украинской шляхте и многим крупным городам. «Статьи» давали несравненно более широкие пра ...

Собственность и национальный вопрос
Говоря о проблеме собственности, трудно обойти национальный вопрос. Все трагические коллизии, возникающие в межнациональных отношениях, в конечном счете, упираются в проблему собственности. Каждый этнос жаждет быть хозяином на своей земле, но хозяином не в лице местной, национальной госбюрократии, а в лице тех, кто пашет землю, выращивае ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru