logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами
Страница 1
Другая политология » Исламский экстремизм - роль в мировой политике » Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами

Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которые объявляются единственными критериями всех человеческих ценностей. Все понятия, традиции, законы, противоречащие этим источникам шариата, должны быть отвернуты как несущественные.

С этим подходом связана четко выраженная идея дихотомии мира. Все существующее рассматривается как арена борьбы добра со злом, Аллаха с Сатаной. В этой борьбе главным критерием выступает вера в Аллаха, логическим выводом из чего является положение о неразрывной связи добра с верой, а зла с неверными. Один из руководителей египетской "Гамаат-аль-ислами" Ахмад Шукри Мустафа, выступая на суде заявлял: " . Неверие сейчас является твердым свидетельством неограниченного зла, в то время как принятие веры есть доказательство добродетели"7. Из этого следует легитимизация решительной борьбы с неверными, что активно используется экстремистскими организациями исламских фундаменталистов.

В оценках исторического процесса идеологи экстремизма выступают как убежденные детерминисты и идеалисты. История, по их мнению, полностью направляется Аллахом. Признавая успехи человечества в преобразовании материального мира, С.Кутб категорически отрицал его способность создать адекватную систему ценностей и совершенное устройство в силу превосходства божественного разума над человеческим, тем самым, все системы созданные людьми, заранее уступают системе, созданной Аллахом - исламу. С.Кутб выдвинул концепцию единого универсального закона. Согласно ей, природа подчиняется законам естественных наук, а человеку Аллахом был дан шариат, являющийся частью универсального закона и, следственно, гармоничный с окружающим миром и внутренней сутью человека. Поэтому в человеке изначально заложено стремление жить, согласно шариату, но происки сатаны совращают его с истинного пути.8

Т.о., исламские экстремисты считают, что общество должно жить по шариату, а реализовать это на практике должны они - "истинные мусульмане". Следовательно необходимо захватить власть, т.к. только обладая политическим господством, можно обрести свободу по кординальному преобразованию общества, при этом подчеркивается, что борьба за утверждение "истинного исламского" общества - долг каждого мусульманина, комментарий 7 аят 98 суры ("те, кто уверовали и творили праведные дела, - они лучшие из существ"), С.Кутб писал: " первое и самое важное из этих "праведных дел" - установление закона Аллаха на этой планете и правление людьми согласно тому, что постановил Аллах".9 Попытки свести веру только к эмоциям и ритуалам С.Кутб называл происками врагов - Запада и христианства. Вера по его мнению, должна выражаться в конкретных действиях, направленных на создание исламского общества в соответствии с раннемусульманскими идеологами.

Проблема идеального исламского общества является наименее разработанной и оригинальной частью идеологии исламского фундаментализма.

Как правило, на первом месте стоит разработка стратегии борьбы за власть. Прежде всего это связано со сложностью задачи предложить жизнеспособную альтернативу западному пути развития. К тому же, по-мнению Коровикова .излишняя детализация образа "светлого будущего" способна вызвать раскол и разногласия в их среде.10

Если говорить об общих принципах социального идеала, то они в целом связаны с традиционными представлениями об идеальном политическом устройстве, учитывая, конечно, различия между суннизмом и шиизмом.

В рамках ортодоксального суннизма главным критерием "исламского" общества и государства является шахада ("нет бога, кроме Аллаха и Муххамед - посланник его"), т.е. абсолютное подчинение Аллаху и его законам. К основополагающим принципам относятся "поклонения одному только Аллаху, базирование отношений между людьми на вере и единобожии; превосходство человека над всем материальным, развитие человеческих ценностей и обуздание животных желаний; уважение к семье; принятие наместничества Аллаха на земле в соответствии с его руководством и указаниями, верховенство закона Аллаха (шариата) и образа жизни, предписанного им, во всех делах этого наместничества.11 Аналогичный подход применяется по отношению к государствам. В целом исламским считается государство, возглавляемое мусульманином и реализующее на практике все положения шариата. В отличие от шиизма, суннитские исламские экстремисты в целом не настаивают на том, чтобы во главе государства стоял профессиональный религиозный деятель - улем. С. Кутб писал по этому поводу: " .правление ислама будет установлено не потому, что к власти придет духовенство, а потому что будут введены исламские законы".12 Идеалом политической системы у суннистских экстремистов является халифат - т.е. община верующих мусульман (умма), возглавляемая халифом, который с согласия и по решению членов уммы наделяется административной и исполнительной властью. Условно умма заключает негласный договор с халифом, по которому халиф правит по законам шариата, а умма ему подчиняется.

Страницы: 1 2 3

Другое о политике:

Политические режимы. Парламентаризм
Парламентаризм , система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа — парламента по отношению к др. государственным органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно ...

Хамас (Харакат аль-мукавама аль-исламийя). Исламское движение сопротивления
Введение "Хамас" (Аббревиатура полного названия организации - "Харакат аль-мукавама аль-исламийя" в переводе с арабского - "Исламское движение сопротивления"). Организация была основана 14 декабря 1987 года в городе Газа (Палестина) шейхом Ахмедом Ясином, который провозгласил, что - любого еврея можно считат ...

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не даёт и трижды о ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru