Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15–24 года (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.
За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским обществом. Их цена запредельна и с ней невозможно смириться.
Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а так же обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.
Цель государственной молодежной политики - развитие потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов развития, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI века, должна стать политикой приоритетов.
Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.
В то же время мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей. В результате, объективно формируются определенные группы, каждая из которых состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социально-экономическая политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из выделяемых групп адресно, в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину. В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки, и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем. Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать следующие приоритеты:
Функции и пути формирования политического сознания
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и ...
Преодоление политического
отчуждения
Многие научные авторитеты сходятся на том, что отчуждение - неотъемлемая характеристика человеческого существования. Стопроцентное избавление от отчуждения невозможно, так как человек с рождения связан определенными отношениями с другими людьми. А любые отношения уже предполагают момент отчуждения. Таким образом, до известного предела от ...
Политика и общество. Политическая социализация. Ее типы
(модели)
Полити́ческая социализа́ция — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и вы ...