ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологическая основа христианской демократии - продукт длительного исторического развития. Идеологи ХДП охотно вспоминают традиции христианского социального движения XIX в.
Программа ХДП, известная под названием «Реконструктивные идеи христианской демократии», написанная под руководством Де Гаспери и получившая распространение в Италии в 1943-1944 гг., официально провозгласила социальную доктрину католической церкви. Де Гаспери признавал разнородность общества и заявлял об отказе создания единства социального бытия на основе вероисповедания, с той оговоркой, что это единство не может не приобрести форму, а та, в свою очередь не может быть не христианской. Поэтому в программе появляется тезис об антиконфессиональности. Замысел идеологов состоял в том, чтобы ХДП выполняла роль нового политического и идеологического инструмента правящих классов. На первый план было выдвинуто политическое единство католиков в рамках ХДП, посредничающей между церковью и новым послефашистским государством. Отсюда необходимость отразить в программе пункты, позволявшие консолидировать католиков.
И в «Реконструктивных идеях», и в статьях «Пополо» Де Гаспери высказывался в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя при значительной децентрализации государственной власти. Лозунги социальной демократии подкреплялись заявлениями о необходимости участия трудящихся в распределении доходов, в управлении и во владении акционерным капиталом предприятий.
Программа ХДП провозглашала: « .мы против возвращения к методам классовой борьбы, но мы также против системы корпоративной бюрократии, которая в целях политического господства использовала нашу христианско-демократическую идею свободного, органичного сотрудничества между всеми факторами производственной жизни». Таким образом, ХДП утверждала церковную идею социального солидаризма. «Исторический опыт,— говорилось далее в программе, - подтверждает, что только дух братства, вдохновленный евангелием, может спасти народы от катастрофы, к которой ведут тоталитарные мифы».
«Дух братства», борьба против централизованного государства, идея социального солидаризма - все это положения, которые ХДП заимствовала непосредственно из программы партии Стурцо. В своих высказываниях о программе христианской демократии Де Гаспери неоднократно подчеркивал, что схематический перечень целей ХДП в послевоенный период полностью повторяет конкретные пункты программы «Пополяри».
Общие принципы партии в программе ХДП: целостность и сохранение семьи, забота о нравственности общества, защита детей, свобода религиозного школьного и университетского образования, народное просвещение и защита культурных традиций народа. Уважение «естественных ячеек общества» — один из принципов персонализма. Этому принципу «естественных структур» отводилось центральное место в программный концепциях христианской демократии.
Интерпретируя историческое движение в первую очередь как моральную историю, а во вторую — как материальную историю, идеологи христианской демократии делали вывод о том, что прогресс в истории вообще возможен благодаря общности духовных сил людей, объединенных в особую «духовную семью». В связи с чтим принцип «естественных структур» положен в основу той части программы ХДП, где говорится об общей экономической заинтересованности работодателей и рабочих, солидарно несущих ответственность перед обществом. Следующий элемент «естественных структур» - локальное и региональное сообщество. В своей программе ХДП поддержала требование о децентрализации власти и территориальном самоуправлении на самых различных уровнях.
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене
Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Она основывается на следующих принципах: · Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; · Соразмерность внешнеполитических целей пол ...
Современная политология стран Западной Европы
Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое - это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их. Мировая политическая ...
Конец XX – начало XXI века
Многие исследователи вкладывают в понятие харизмы негативный смысл, утверждая при этом, что харизматическое лидерство особенно характерно либо для тоталитарных, либо для авторитарных политических режимов. Последние годы XX в. политический класс России жил предощущением угроз и неизбежности перемен. Харизматическое лидерство как основа ст ...

