Сегодня предметом главного интереса становится вопрос о том, какими могут быть последствия войны для иракского государства и его народа, для региона Ближнего и Среднего Востока, а в перспективе – и всего мира. Само содержание и характер операции «Шок и трепет», в ходе которой применялось большое количества современных высокоточных боеприпасов - ракет, авиационных бомб и кассет - практически по всем стратегически важным объектам Ирака вызвало серьезные потери среди военнослужащих и мирного населения, а также вывело из строя всю основную инфраструктуру страны, привело к невиданному разгулу мародерства и правовому беспределу, достаточно сказать, что мир лишился бесценных сокровищ, похищенных из музеев иракской столицы.
Осуществлением военной акции, результатом которой стало отстранение от власти Саддама Хусейна и режима партии БААС, Вашингтон создал условия для приведения к власти в Ираке марионеточного правительства, которое затем приглашает в страну американские нефтяные монополии и фактически отдает всю иракскую нефтяную отрасль под полный американский контроль, вытесняя из Ирака Россию, другие страны и их нефтяные компании. На этом этапе иракская нефть – главный объект стратегического интереса США
. Овладев этим ресурсом, нынешняя американская администрация добивается отмены санкций против Ирака, а затем за счет дешевой иракской нефти обеспечивает позитивный перелом в нынешних пессимистических тенденциях развития экономики США, снижает зависимость Соединенных Штатов от саудовской нефти и одновременно создает для себя дополнительный рычаг давления, как на остальные нефтедобывающие страны, так и на государства, зависимые от поставок арабской нефти, а это, в первую очередь, Западная Европа, Япония и Китай. Таким путем США подтверждают и усиливают свои претензии на роль глобального центра силы в мире XXI века[4].
Овладение иракскими нефтяными запасами является всего лишь первой, хотя и весьма важной, целью общего стратегического замысла администрации США. Установление контроля над Ираком создает для Вашингтона серьезные возможности для достижения следующей вожделенной цели – возвращения в Иран. Не случайно же Иран поставлен в центр очередной геополитической конструкции американской администрации - т.н. «оси зла».
Кризис в Ираке нанес существенный ущерб политике и позициям России, выступающей за повышение роли ООН как единственного легитимного органа и инструмента разрешения международных споров, поддержания международного мира и стабильности. С уходом Саддама Хусейна и передачей власти в Ираке марионеточному режиму сохранение Россией своих экономических позиций в Ираке стало проблематичным.
Ирак - многонациональная и многоконфессиональная страна. Там проживают сунниты, шииты, которых большинство, христиане, курды и туркмены. Шииты, составляющие большинство, угнетались при режиме Саддама Хусейна и выжидали подходящего момента, чтобы избавиться от господства суннитов. Однако, как полагают многие российские эксперты, утверждение шиитов в качестве господствующей силы в Ираке сулит приход к власти радикального исламского режима - на политической арене Ирака исламские партии шиитов самые дееспособные.
Не решена и проблема курдов. Они уже имели свою автономию при Саддаме. Они добиваются большего. А это либо самостоятельное государство, либо присоединение к курдской автономии богатых нефтью Киркука и Мосула, что очень рискованно. Турция уже заявила, что при любом из этих двух вариантов введет свои войска на север Ирака.
Во-первых
, будет дестабилизирована вся ситуация в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Во-вторых
, это рефреном ударит и по Европе и по соседнему Кавказу».
Новая расстановка сил в Ираке начинает диктовать американцам свои условия. В итоге Белый дом вынужден отступать от своей первоначальной линии на единоличное решение возникших проблем. Были приняты резолюции ООН по вопросам послевоенного обустройства в этой стране. Теперь вроде бы заработал переговорный механизм с ООН.
Государство - базовый институт политической системы
Государство занимает особенное место в политической системе, предоставляя ей целостности и стойкости, ориентированности на важные общественные дела. Она выполняет исключительный и необходимый объем деятельности из управления, распоряжается ресурсами общества и регулирует его жизнедеятельность. Государство - основное орудие власти, носите ...
Политические партии
Современная демократия предполагает общее благо, как следствие баланса групповых интересов. Последние могут существовать вне политики, неформально, и тогда мы имеем в виду любые объединения людей от клуба шахматистов до ордена толкиенистов. Формальные и политические группы интересов — это партии. Политическая партия — особая общественная ...
Модели политической социализации
Исследования, проведенные в разных странах, позволили выделить наиболее характерные образцы, стандарты взаимодействия индивида и власти, в результате которых осуществляются преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому. Западные политологи выделяют несколько типов политической социа ...