Политическая глобалистика при изучении процесса глобализации современного мира выделяет следующие основные направления осмысления указанного феномена развития международного сообщества:
§ Исследования политических аспектов глобальных проблем и глобализации в целом;
§ Политологический анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей как с системой международных отношений, так и с мировыми политическими процессами;
§ Изучение проявлений глобализации в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие там политической ситуации;
§ Формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований.
Термин глобализация был впервые употреблен в его современном значении Рональдом Робертсоном в 1983 году. Он выдвинул концепцию формирования глобального измерения человеческого сознания, позволяющем рассматривать политические и иные социальные процессы в глобальной системе координат. Данное глобализированное сознание коренным образом изменяла образ современного мирового сообщества.
Современная наука понимает под глобализацией одну из наиболее важных тенденций развития современного мира. Политическая глобалистика акцентирует внимание на глобализацию мировых политических институтов и процессов, на размывание границ между внутренней и внешней политикой, на интернационализацию политической культуры и политического поведения людей.
В более широком смысле под глобализацией понимают гомогенизацию и универсализацию мира. Важным проявление глобализации считается процесс «размывания» национальных границ.
Гомогенизацию и универсализацию мира связывают с созданием больших единых экономических пространств и с усилением политической взаимозависимости государств и регионов современного мира.
В политической глобалистике данный аспект глобализации связывают со следующими проектами:
§ глобальные реформы международных отношений;
§ стратегии всемирного развития;
§ планы создания наднациональных институтов.
Глобальные реформы международных отношений ориентированы на поиски путей и способов интеграции стран с переходной экономикой и развивающихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему. Стратегии всемирного развития содержат разработки общего плана, нацелены на выделение главного принципа изменений в процессах планетарного масштаба с целью их стабилизации. Планы создания наднациональных институтов ориентированы на «сознательную и постепенную передачу власти от суверенных государств наднациональным политическим структурам и организациям как регионального, так и глобального масштаба».
Рассмотрим более подробно все три, указанных выше группы концепций мирового развития в условиях глобализации.
I. В проектах глобальных реформ международных: отношений весьма наглядно проявилась такая особенность, как выдвижение на первый план исследования проблем развивающихся стран. Эта характерная черта анализируемых концепций обусловлена в известной мере их политическим предназначением, которое заключается в теоретическом поиске путей" и способов интеграции многих развивающихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему.
Проекты данных реформ предусматривают проведение "массированного перевода ресурсов", представляющего собой значительное усиление внешнего финансирования развивающихся стран. В итоге данный план должен способствовать эффективному сочетанию западных /преимущественно частных/ финансовых ресурсов и валютных ресурсов стран ОПЕК, западных технологий и природных ресурсов развивающихся стран. Для достижения данных целей рекомендуется провести в мировом сообществе такие преобразования, как реформа международной валютной системы, введение всемирных «автоматических контрибуций», обложение «глобальным налогом» международной торговли, создание "мирового фонда развития" и т.д.
Влияние ментальных особенностей и традиций на формирование политических элит Ближнего Востока
Политическая элита относится к привилегированному слою общества, формирующему нормы политической жизни и оказывающему в переходном обществе определяющее влияние на управление государством. Деятельность политической элиты, в свою очередь, подчинена определенным канонам, складывающимся в течение всей истории развития общества, распростране ...
Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Сущность
взаимоотношения политики и науки
Связь политики и науки имеет длительный исторический период своего становления и развития, что находит отражение в многочисленных социально-философских, политических теориях, сформировавшихся на различных этапах эволюции философской и политической мысли. Взаимодействие политики и науки, рационалистический подход к ним начал складываться ...
Социальное регулирование (социально-объективное, социально-субъективное)
Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют сообразно свободе воли в пределах объективно возможных вариан ...

