Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и этническими группами, нациями, государствами, государством и гражданами, гражданами и их организациями относительно власти, выработки и осуществления политики. Здесь политическая деятельность выступает по форме функционирование политических отношений. Она является осознанной, целеустремленной деятельностью социальных субъектов из реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений.
Политическая деятельность начинается с возникновения того или другого интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом.
Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что какой бы стабильной не была система, политические роли ее субъектов всегда в динамике.
Политические отношения тем стабильнее, чем более четко будут определены и закреплены в законах и нормах (правовых, политических, моральных) роли, то есть круг прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому самое важное политическое деяние состоит из образования, укрепления и выполнения ролей, связанных с сочетанием элементов политической системы с определенными отношениями. Такие роли - роли формирования политической системы и ее функционирования - играют "офисы", совокупность офисов, в данном случае имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций.
В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, что включает: государство и ее учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения, трудовые коллективы со своими органами самоуправления.
Важным элементом политической системы является политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Она представляет собой отображение политической жизни общества в идеях, взглядах, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации, народа. Политическое сознание - это понимание обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни она выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественное состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и меру ее активности в превращении политической действительности.
Политические и правовые нормы выступают важным регулирующим элементом политической системы. Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и учреждений, что регулируют деятельность политических институтов и граждан, как субъектов политической жизни, то правовые нормы - это совокупность утвержденных или санкционированных государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мероприятиями государственного влияния (криминальное, административное, государственное, гражданское право). На основе политических и правовых норм образуются регуляторы общественных отношений относительно власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики.
Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политического общения государства и общества, человека и государства, государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются в первую очередь для политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимизации власти или ее увлечения, укрепления и реализации в интересах определенных социальных сил. Следовательно, политическая система - это живая, открытая, динамическая система, что выполняет свои функции.
В научной литературе есть разные точки зрения относительно функций политической системы, но есть и определенные общие научные подходы. Взгляды большинства исследователей совпадают на том, что каждая функция должна отбивать определенное системное качество. На этом основании можно выделить такие основные функции политической системы общества:
1) определения целей и заданий общества;
2) мобилизация ресурсов;
3) властно-политическая интеграция общества;
4) регуляция режима социально-политической деятельности;
5) легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Главные функции политической системы - это определение целей и заданий данного общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и регуляции режима политической деятельности. Функции интеграции, легитимизации являются не только функциями политической системы, но и духовно-культурной, экономической и других систем.
Социал-демократия и государственные институты
Еще на раннем этапе становления социал-демократии борьба, которую она вела за улучшение условий существования наемной рабочей силы, предполагавшее, в частности, четкое законодательное оформление различных сторон акта купли-продажи рабочей силы, побудило значительную часть ее сторонников признать отрицаемую прежде позитивную роль государс ...
История принципа разделения властей и его содержание
В истории политических учений разработано множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей зародилась во Франции в середин ...
Организации СМИ и информирование избирателей
Согласно подпункту 46 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях под организациями, осуществляющими выпуск СМИ, понимаются организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий. Принцип свободного информирования избирателей означает, что никто не вправе влиять на деятельность организаций ...