1. "Однопартийные" системы (СССР, Куба), где фактически партия "срастается" с государством .
2. Системы "партии-гегемона" (Болгария, Китай, Польша) - наряду с правящей партией, существуют партии-сателлиты, признающие"руководящую роль правящей партии" и реально не влияющие на процессы принятия решений.
3. Системы с доминирующей партией (Мексика, Япония - до 1993г.) где долгие годы, несмотря на наличие основных демократических процедур и множества партий, одна партия регулярно побеждает на выборах и доминирует во властных структурах.
4. Системы "простого плюрализма" (двухпартийная система - США, Великобритания) где две основных партии сменяют друг друга у власти, лишая каких-либо шансов на победу "третью силу".
5. Системы "умеренного плюрализма" "нормальное количество (партий) . три или четыре" (Бельгия, ФРГ, Швеция и др.);
6. Системы "крайнего плюрализма" (более пяти партий - это Италия, где до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий, Финляндия) где затруднено формирование устойчивых партийных коалиций и возможна поляризация партийного спектра .
7. Атомизированные системы (свыше 8 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).
Для Дж.Сартори и двухпартийные, и умеренно многопартийные системы центростремительны, тогда как крайне многопартийные - центробежны. "Если в политической системе преобладают центростремительные тенденции, то это означает, что проводимая политика является взвешенной, тогда как не отличающийся умеренностью или экстремистский политический курс отражает преобладание центробежных сил . приводит к политическому тупику и парализует деятельность правительства". Таким образом, по мнению многих западных исследователей ( Дж.Сартори, А.Лейпхарт, М.Тейлор, В.М.Херман и др.) умеренная многопартийность является оптимальным условием для стабильной демократии.
В типологии американского политолога П.Ордешука вводится иной критерий - наличие (или отсутствие) одной, двух и более доминирующих на политическом пространстве партий (т.наз. "партий большинства") , в результате речь также идет о трех типах партийных систем:
1) двуполюсная система (США, Великобритания);
2) однополюсная система (Япония, Мексика);
3) многополюсная система (Нидерланды, Бельгия и др.).
Возможна и более подробная градация по этим критериям.
Обычно же партийные системы в сравнительном плане исследуют по пяти главным измерениям, предложенным Я.-Э.Лэйном и С.Эрсоном ( на основе факторного анализа 14 показателей, выделенных на материале 272 выборов в 16 европейских странах в 1920 - 1984 гг.) для европейских партий :
1) дробность, т.е. колебания численности и силе единиц, составляющих партийные системы;
2) функциональная ориентация, т.е. различия между традиционными классовыми партиями и партиями конфессиональными, этническими, региональными;
3) поляризация, т.е. колебания в идеологических предпочтениях между партиями по "лево-правой" шкале;
4) радикальная ориентация, т.е. различия в степени влияния крайне левых и правых партий;
5) изменчивость, т.е. различия в суммарной мобильности между партиями.
Становление политических идей Киевской Руси в ІХ – ХІІ ст. и их дальнейшее
развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ – ХVІІ ст.)
Политические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украины, тесно связанные с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции. Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обус ...
Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМ И для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Пр ...
Содержание политических стереотипов и установок жителей Сахалинской
области. Доминирующие политические установки среди жителей г. Южно Сахалинска
В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению «устои жизни» - традиции, нормы, ценности, правила социально-политического поведения. Он не располагает также полной информацией о событиях, по которым ему приходится высказать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности лю ...

