Положение человека или группы в той или иной иерархии тесно связано с таким понятием, как статус. Статусы бывают приписываемыми (то есть полученными не по своей воле, а в силу рождения – пол, возраст, национальность), и достигаемыми – т.е. приобретаемыми целенаправленными усилиями индивида.
Однако человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам, то есть обладает различными социальными статусами, среди которых есть один – главный. Человеку свойственно строить свою жизнь в соответствии с нормами и установками, соответствующими более высокому статусу. Это вызывает сопротивление других статусов и ведет к определенной конфликтности в восприятии своего места в обществе, и как следствие – обостренную политическую реакцию
на жизненные ситуации. Таким образом, одна только разница социальных статусов («социальная декомпозиция») способна вызвать социальную и политическую напряженность в поведении человека.
Политически значимым является и то, что граждане и группы стараются преодолеть ограниченность собственных ресурсов и подняться по социальной лестнице.
Повышение статуса одних (восходящая мобильность) часто приводит к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность), а иногда и к уничтожению конкурирующей группы. Это вызывает активное сопротивление последней, провоцирует обострение правого и левого экстремизма, вызывает массовое распространение зависти, стрессов, предубежденности.
Возбуждение политических отношений вызывает и восходящая динамика слоев, находящихся на низших ступенях социальной лестницы. Это может привести к перевертыванию статусов. Потому в интересах стабильности общества необходимо идти по пути уменьшения неравенства в доходах.
Анализ признаков, отличающих тоталитарный режим от нетоталитарного, с позиции институционализма
Идея социализации экономики исходит из представления, что все имеющиеся в обществе знания можно собрать воедино, так что компетентным органам останется только выработать на этой основе оптимальные решения и спустить указания на места. Первое, с чем им придется столкнуться, - фактор времени. Пока агент передаст информацию в центр, там про ...
Конец XX – начало XXI века
Многие исследователи вкладывают в понятие харизмы негативный смысл, утверждая при этом, что харизматическое лидерство особенно характерно либо для тоталитарных, либо для авторитарных политических режимов. Последние годы XX в. политический класс России жил предощущением угроз и неизбежности перемен. Харизматическое лидерство как основа ст ...
Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневек ...

