Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. Однако это многообразие относится в основном к электронным СМИ. «Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах». [2, статья 52] Предвыборная агитация на телевидении, на радио и в периодических печатных изданиях представлена приложениях № 1 и №2 соответственно.
Почти ничего из сказанного не относится к печатным СМИ. Что бы это значило? Видимо, из-за максимального воздействия электронных СМИ в них были наиболее заинтересованы участники избирательного процесса. Это и отразилось на законодательной регламентации. Но при этом остались без заслуженного внимания некоторые спорные вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации.
Известно, что в Интернете размещаются электронные версии изданий, не идентичные их печатным вариантам. Известно также, что в этой информационной сфере периодически обновляемые сайты вполне отвечают признакам средства массовой информации.
Предвыборная борьба в этой сфере сейчас уже не кажется чем-то фантастическим, подобно звездным войнам. Видимо, по этим и многим другим вопросам еще потребуются разъяснения Центральной избирательной комиссии.
Особенно обстоятельно разработаны нормы, обеспечивающие равенство в использовании СМИ для целей предвыборной агитации. Но ведь как легко благодаря тому же закону обходить эти препоны. Вспомним знакомые всем сюжеты, когда лидер общественного движения месяцами не сходит с экранов телевидения. Вот он любовно изображен на фоне нового жилого массива, на закладке очередного храма, на открытии памятника поэту, на юбилейных торжествах театра, на выступлении перед университетской аудиторией, на открытии автомагистрали, на палубе линкора, на балу любителей пива и пр., и др., и т.п., и т.д.
И все это не считается агитацией, поскольку может быть признано репортажем о выполнении данным лицом своих служебных обязанностей.
Не снимает этого парадокса и указание закона о том, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться отдельным блоком без комментариев и без предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению и блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.
Информационные программы по определению сообщают о событиях общественной значимости (событийная, фактическая информация) и не должны сопровождаться какими-либо оценками, мнениями, суждениями об этих событиях и действующих в них лицах (оценочная информация). Из теории и практики пропаганды хорошо известно, что агитационно-пропагандистский эффект обусловлен не только буквальным значением сказанного, но и общим контекстом сообщения, подбором фактов, невербальными средствами выразительности и пр.
В случае претензий к СМИ по поводу нарушения упомянутого предписания закона может потребоваться экспертиза спорной информационной программы.
Чтобы хотя бы отчасти защитить телевидение и телезрителя, не заполняя самое зрелищное время нудными формами предвыборной агитации, теперь установлено, что одна треть общего объема бесплатного эфирного времени, выделенного для предвыборной агитации, отводится под «круглые столы» и другие аналогичные совместные агитационные мероприятия. Они, конечно, потребуют более высокого мастерства ведущих тележурналистов и могут оказаться не по силам некоторым участникам избирательной борьбы, как это было на прошлых выборах.
Анализ избирательной кампании Сеголен Руаяль на выборы Президента Франции
Сеголен Руаяль (Мари-Сеголен; фр. Marie-Ségolène Royal, р. 22 сентября 1953, Дакар, Сенегал) — французский политик-социалист, представитель нового поколения этой партии, усилившегося после неудач правых кабинетов в 2005—2006, член Национальной Ассамблеи, кандидат на пост президента Франции от Социалистической партии Франции ...
СНГ: стратегии хозяйственного и политического
развития
Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества ...
Три типа политических систем: сходство и различие
Между авторитаризмом и демократией можно обнаружить определенное сходство. Прежде всего, это принятие, в принципе, общественного и политического плюрализма. Между обеими этими системами и тоталитаризмом, напротив, лежит непреодолимая преграда. Поэтому создание тоталитарной системы производит на современников впечатление зловещей трансфор ...