Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии осуществления своих прав в конфликтный и напряженный для деятельности организаций СМИ период выборов.
По смыслу ФЗ «Об основных гарантиях…» информирование - это любая информация, связанная с избирательным процессом, не содержащая признаков предвыборной агитации (например, информация о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах и т.д.). В соответствие с п.4 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях…» деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей осуществляется свободно. В п.3 той же статьи сказано, что информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии. Из данного положения закона непонятно, отводится ли здесь средствам массовой информации лишь роль «рупора», или они являются самостоятельным субъектом информирования. Анализ п.1 ст.46 («информирование избирателей осуществляют… организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации») приводит к выводу, что СМИ могут самостоятельно информировать граждан. В то же время декларированная свобода информирования граждан весьма сомнительна. Например, в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Однако законодательного определения термина «комментарий» не существует, поэтому что считать комментарием, неясно; теоретически комментарий - любая информация, предшествующая данному информационному блоку либо непосредственно за ним следующая.
В то же время, осуществляя свою социальную функцию в ходе избирательного процесса - информирование избирателей, объективное и достоверное, - журналисты рискуют оказаться обвиненными в проведении предвыборной агитации, которую по закону они вести не имеют права. Остро стоит проблема определения границ предвыборной агитации, поскольку их определение является также и определением рамок свободы осуществления организациями СМИ своей деятельности в ходе выборов. В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях…» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов или против него (них), либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Если сравнить данную формулировку со ст.2 прежнего Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 года, то можно выявить ряд существенных изменений в подходе законодателя к определению понятия предвыборной агитации.
Во-первых, имеет место возвращение к формулировке Закона 1994 года, когда деятельность, побуждающая граждан к участию в выборах, была выведена за пределы понятия предвыборной агитации. Это положение закона обладает двоякой сущностью. Формулировка 1999 года имела целью обеспечить принцип добровольности участия граждан в выборах, но в то же время лишала избирательные комиссии возможности обратиться при низкой явке избирателей в день голосования к гражданам с призывом голосовать активнее. Новая формулировка дает такую возможность не только избирательным комиссиям, но и всем желающим, в том числе тем, кому законом запрещено участвовать в проведении предвыборной агитации (например, представителям СМИ). Поэтому, по нашему мнению, разумнее было бы сохранить в этой части определение предвыборной агитации, данное в законе 1997 года с оговоркой о том, что данное требование не распространяется на избирательные комиссии.
Международные конфликты сегодня и учет их особенностей внешней политикой
России. Западные
исследования международного конфликта.
Проблемы конфликтов, кризисов и войн традиционно являлись центральными темами в работах многих известных международников, историков и политологов. Однако нельзя сказать, что о конфликте написано все. С развитием науки о международных отношениях и конфликтологии как ее отдельного направления число вопросов – в первую очередь связанных с п ...
Ортодоксальная и ревизионистская школы
Историография холодной войны развивалась под заметным влиянием политических и экономических интересов элит обеих супердержав, которые были исключительно заинтересованы в оправдании своих действий и обвинении противника во всех негативных для своих народов и всего человечества последствиях конфронтации. Особенно отчетливо это стремление п ...
Теоретические
основы модернизации и регламентации в государственной деятельности
Регламентация предоставления государственных услуг, а равно и регламентация исполняемых государственных функций, как составляющая административной реформы, весьма актуальна для всех органов исполнительной власти. Итогом же этой работы станут административные регламенты, в деталях определяющие административную процедуру по исполнению госу ...