В конце 1980 — начале 1990-х гг. XX в. произошли события, которые стали переломными в истории стран Восточной Европы. В результате революционных событий произошел демонтаж социалистических систем в странах Центральной Восточной Европы, распался Советский Союз. Окончание холодной войны коренным образом изменило соотношение сил в мире.
Казалось бы, развитие интеграционных процессов, глобализация экономических отношений между государствами, усиление роли региональных и международных организаций, прекращение блокового противостояния, должны были свидетельствовать о позитивном характере происходящих изменений и начале нового периода в отношениях между бывшими противниками. Однако нарушение баланса сил в пользу Запада отнюдь не означало установление стабильного порядка в мире.
В первой половине 1990-х гг. сказывались трудности переходного периода, а также разногласия при выработке новой системы европейской безопасности. Сложность сложившейся ситуации была наглядно продемонстрирована конфликтами в бывшей Югославии, где Запад столкнулся с дестабилизацией в Европе, напрямую угрожающей его интересам. Только после военного вмешательства западным странам удалось разрешить конфликт в пользу своих интересов. Одержанная победа обозначила начало конца системы международных отношений, построенных после Второй мировой войны и укрепление позиций НАТО как основы новой системы европейской безопасности.
В сложившейся ситуации не доверяющие нестабильной России страны Центральной и Восточной Европы увидели нового гаранта своей безопасности в их бывшем противнике — НАТО. Именно данная организация, по их мнению, могла стать основой новой системы европейской безопасности. Аналогичный подход к сложившейся ситуации заставил западных военных стратегов пересмотреть проблему архитектуры безопасности атлантического мира. Речь при этом шла об адаптации альянса к изменившимся международным реалиям. Главной задачей руководителей НАТО для объяснения целесообразности дальнейшего существования альянса и связанных с его деятельностью затрат было определение новых функций и преобразование его институтов. В том числе за счет расширения его состава и зоны ответственности, а поскольку интересы западных стран и стран Центральной Восточной Европы в области безопасности в основном совпадали, было принято решение начать продвижение альянса на Восток за счет бывших стран Восточного блока. При этом западные представители активно использовали антироссийские настроения этих стран и их стремление участвовать в интеграционных процессах, охвативших Европу.
События 1990-х гг. показали, что альянс, бывший в годы холодной войны одной из базовых конструкций биполярной системы и после ее исчезновения, не только сохранил, но и укрепил свои позиции и даже приобрел глобальное значение. Ему удалось довольно в короткие сроки практически вытеснить Россию из региона Центрально-Восточной Европы и взять на себя роль и полномочия бывшего Советского Союза.
Принятие в НАТО в 1998 г. трех новых членов – Польши, Венгрии и Чехии — стало одним из главных международных событий современности. В начале ХХI в. в альянс вступили стран Балтии и Словакии. Это установило новую архитектуру европейской безопасности в Европе. При этом главным противником расширения НАТО на восток, безусловно, является Россия.
Политические взгляды Платона
Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократичес ...
"Третий путь" Европы
Ведущую роль в пересмотре социал-демократической идеологии играет Т.Блэр. Им движут не только идейные соображения, но и стремление вывести Великобританию из полуизоляции в ЕС, в которой она очутилась при скептически настроенных к нему тори. Широкую известность получила концепция "третьего пути" Блэра, активно популяризируемая и ...
Президентский иммунитет
В тексте Конституции США нигде прямо не говорится ни о каких-либо привилегиях президента, ни о его иммунитете. Постепенно в американский политико-правовой словарь прочно вошли понятия "иммунитет исполнительной власти" и "привилегии исполнительной власти", которые иногда именуются «президентской прерогативой». То есть, ...

