logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
История возникновения института президентства в США. Зарождение и сущность института президентства
Страница 1
Другая политология » Кризис института президенства в США » История возникновения института президентства в США. Зарождение и сущность института президентства

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Более 130 стран мира имеют в своем государственном устройстве пост президента. В разных странах президенты имеют разный объем полномочий. Эти обстоятельства предопределяют необходимость более пристального изучения института президентства.

Термин «президент» происходит от латинского presidents, что буквально означает "сидящий впереди".

В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе Континентальном Конгрессе.[32] Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного Конвента, собравшиеся в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев только что, покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее применяемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки: «Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом . (Ст. II, раздел 1)».[33] Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов (Ст. II, раздел 1)[34].

На протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чаще всего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президентской деятельности и значимость самого института президентства.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о политике:

Сущность и структура политической системы.
Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, д ...

Политика - искусство управления государством. Аристотель
Политика - важен компонент жизнедеятельности общества. За своей природой она пронизывает все сферы общественной жизни. Как социальное явление политика носит относительно самостоятельный характер, и ее развитие происходит на основе своих собственных объективных закономерностей. Но сущностный анализ этого социального явления не может быть ...

Принятие решения во властной структуре номенклатуры.
Инициатива подготовки и принятия решения может исходить как от какого-либо ведомства, которое находится в сфере власти данного парткомитета, так и сверху, т.е. от самого бюро, секретариата или вышестоящего органа. Естественно, при разработке решения никто не станет советоваться с юристами – это не выгодно. К тому же, дефицит юристов в вы ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru