Популизму была также чужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества, “жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественной деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самых образованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих речах, звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, - вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная самореализация рядового американца в общественно-активной деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
При всей противоречивости популистского мировосприятия выдвинутая движением широкая программа структурных реформ, имевших целью максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб, его антимонополистическая направленность и установки на подлинное равенство вплоть до расового - все это делает возможным определить популистское движение в целом как явление демократической ориентации.
Политическая власть: сущность, структура, функции
Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и власти. Проведение в жизнь собственной политической линии, реализация сво ...
Роль РПЦ в политической жизни современного российского общества
Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии, религиозных организаций в общественно-политической жизни: переплетение, начиная с Крещения Руси, религиозных и государст ...
«Несправедливые выборы».
2). В.М. Сергеев
[8] пишет: «Выборы проводились при полном доминировании исполнительной власти в электронных СМИ и при огромных преимуществах «партии власти», также и в доступе к источникам финансирования. Особенных формальных нарушений отмечено не было. Можно ли, тем не менее, такую систему организации выборов назвать справедливой и пре ...