При мажоритарной системе, которая проводится в два тура, для избрания в первом туре необходимо собрать абсолютное большинство поданных голосов (50%+1). Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур; в нем принимают участие только два кандидата - лидеры первого тура; победителем считается тот, который собрал больше голосов, чем соперник.
В промежутке между первым и вторым турами выборов партии, которые не достигли заметного успеха, обычно снимают своих кандидатов, призывая избирателей отдать голоса родственному в политическом отношении кандидату, для того чтобы воспрепятствовать победе наиболее опасного противника из противоположного лагеря. При этой системе партия (или партийный блок), которая опередила соперников (иногда лишь на несколько процентов), получает подавляющее большинство мест в парламенте. Нередко бывает, что получившая 49% голосов партия не представлена в парламенте вовсе.
Например, во Франции на выборах 1893, 1898, 1902 гг. некоторые победившие депутаты собрали меньше голосов, чем побежденные. В 1898 и 1902 годах совсем не были представлены в палате депутатов 53% избирателей.
Существуют также смешанные способы голосования, согласно которым одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной. Такая система существует ныне в России, Грузии, в Украине.225 депутатов Верховной Рады избираются по мажоритарной системе, 225 - по пропорциональной.
Как видим, и та и другая системы голосования при всей их демократичности ни в коей мере не являются выражением голоса народного. Не без основания еще в начале столетия С.Л. Франк констатировал: "И при демократии правит меньшинство". О том же говорил В.В. Розанов: "Демократия - это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством".
Мысли эти не потеряли своей актуальности также в наши дни. Английский политолог Я. Гильмур констатирует: "Электорат действительно не управляет и не может управлять. Однако он может выбирать между двумя высокоорганизованными иерархиями, очень похожими между собой, и он может изменить только верхнюю часть айсберга. Последняя же и значительно большая часть будет продолжать двигаться своим путем, какими бы ни были результаты общих выборов".
Хотя идеального политического режима не существует, наиболее полным воплощением демократических норм является современное правовое государство.
Защита достижений экономической эффективности
Выполнение данной рекомендации исключает безвозмездное государственное субсидирование неэффективных субъектов предпринимательства. Государство не должно повседневно заниматься регуляцией жизни общества. Миссия государства ограничивается созданием институтов, имеющих высокий потенциал саморегуляции определенного сегмента общественной жизн ...
Многим политикам необходим курс ликбеза
«Сон разума рождает чудовищ». Эти слова великого художника-сатирика Ф. Гойи весьма актуальны для современной российской политической элиты. Будучи продуктами брежневско-сусловской школы общественно-научного образования, подавляющее большинство теоретиков, лидеров и идеологов политических партий и движений при рассмотрении важнейших вопро ...
Функции и пути формирования политического сознания
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и ...