Формы осуществления государственной власти в рамках современной представительной демократии неодинаковы. Разделяются президентские и парламентские режимы. Главное отличие между президентским и парламентским правлениями заключается в реализации принципа разделения властей. Президентский режим характеризуется особенным, "жестким" разделением властей, при котором "функциональное" разделение дополнено "органическим" (то есть органы, которым поручено осуществление той или другой функции власти, " в своей деятельности не зависят один от другого), в то время как для парламентского режима характерно "гибкое" разделение законодательной и исполнительной властей.
Основными чертами парламентского правления являются:
дуализм исполнительной власти, то есть разделение ее на главу государства и Кабинет министров;
политическая ответственность правительства перед парламентом, то есть обязанность правительства уйти в отставку в случае парламентского вотума недоверия;
наличие независимого главы исполнительной власти, который владеет правом назначать министров и правом досрочно распускать нижнюю палату парламента;
отсутствие у парламента права сместить главу исполнительной власти.
При парламентском режиме, как видим, существует система равновесия между исполнительной и законодательной властями.
При парламентском режиме первоочередное значение на пути партии к управлению страной имеют парламентские выборы. Это обусловлено тем, что существование правительства зависит от поддержки его нижней палатой парламента. Принцип политической ответственности правительства перед нижней палатой парламента обязывает главу государства назначать министрами только тех лиц, которые пользуются доверием нижней палаты. Фактически это означает, что правительство формирует та партия (блок партий), которая распоряжается большинством мест в нижней палате парламента.
Если между правительством и нижней палатой возникают противоречия, то существуют быстрые и законные способы их разрешения, не доводящие дело до глубокого конфликта. Выход из подобной ситуации может быть двояким:
отставка правительства и создание нового Кабинета министров в несколько другом партийном составе;
роспуск нижней палаты и проведение новых парламентских выборов.
Парламентарные режимы широко распространены в странах Западной Европы. Примером парламентского режима, его наиболее полным воплощением несомненно является Англия.
Выводы
Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время странами СНГ, можно предположить, что интеграционные процессы в Содружестве имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у стран Содружества имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и ...
Особенности эволюции политической элиты «путинского» периода
К концу 1999г. страна пребывала в хаотическом состоянии, практически на грани распада. Многие национальные регионы ввели у себя собственные законы, которые противоречили Конституции России и ее федеральному законодательству. Центробежные силы набирали обороты. «Избежать катастрофы можно было единственным способом: привести в чувство высш ...
Партийные системы
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Важным вопросом в характеристике партийных систем явл ...

