Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.
Участие политических партий в работе законодательных (представительных) органов государственной власти является одним из ведущих направлений их деятельности. В многопартийных государствах парламент всегда является партийным по своему составу. Известное положение: "без политических партий нет парламентаризма" верно как в отношении способа формирования парламента — путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий - депутатским объединениям.
В Российской Федерации отсутствует специальный закон, регулирующий деятельность депутатских объединений, а также законодательно закрепленное понятие депутатского объединения и его разновидностей — фракций и депутатских групп. Вместе с тем депутатские объединения как субъекты права упоминаются в ряде федеральных законов в связи с вопросами осуществления депутатской деятельности, организацией и проведением выборов, а также с финансированием деятельности депутатских объединений (например, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Так, статья 7 Федерального закона относит к числу основных форм депутатской деятельности участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Кроме того, Закон предоставляет депутатам Государственной Думы, избранным по общефедеральному избирательному округу, возможность поддерживать связь с избирателями в субъекте Российской Федерации, определенном соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, оплачиваются исполнительным органом субъекта Российской Федерации с последующим возмещением этих средств Государственной Думой путем их перечисления на счет исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
При многопартийной системе практически все депутаты парламента являются представителями политических партий. При таком составе парламента наиболее целесообразным критерием образования парламентских фракций является партийная принадлежность депутатов.
Подобная норма вполне объяснима, так как создание парламентских фракций на региональной, профессиональной или иной подобной основе способствует превращению парламента в арену борьбы различных лоббирующих группировок, отстаивающих, прежде всего, узко групповые интересы. Немало примеров тому дает деятельность Государственной Думы Российской Федерации до 1997 года. Об этом, в частности, говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 г.: "Несмотря на то, что Федеральное собрание принимает немало законов, многие из них не относятся к числу остро необходимых, зачастую отражают отраслевые или корпоративные интересы».
Факторы влияния на партийную систему
Форма правления. Анализ политического развития постсоциалистических стран свидетельствует о том, что на становление партийной системы огромное влияние оказывают форма правления и особенно институт президентской власти. Отличительная черта Беларуси состоит в том, что здесь до середины 90-х годов существовала трудно определяемая и размытая ...
Разновидности авторитаризма
Такое широкое определение авторитаризма оставляет значительный простор для классификации авторитарных режимов. Сюда могут быть отнесены и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Однако исследов ...
Выводы
Что дает понимание политики как рынка современному исследователю, властному лидеру, консультанту? В первую очередь — понимание того, что в наши дни динамика политической системы отражает тенденции к стабилизации политической жизни. Складываются (а где-то уже и сложились) устойчивые сферы интересов экономических и политических элит. Тех с ...