Значительное внимание государству и праву уделял в своей социологической концепции популярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное, - своеобразный гимн домонополистической эпохе.
Спенсер рассматривал общество как сложный организм, развивающийся по законам эволюции.[5]
Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию.
Общество, взаимодействуя с окружающей средой, испытывает ее влияние и как результат складывается государство. Первоначально основная обязанность государства - защита от внутренних и внешних врагов.
Воинственный тип постепенно перерастает в промышленный, основанный на взаимодействии с природой. Государство - общество промышленного типа, основанное на равенстве, свободных договорах и частной инициативе.
Его задача - осуществить отрицательное регулирование и это справедливо. Если до промышленного типа индивид служил обществу, то здесь общество служит целям человека и в этом его главное отличие. Таким образом, промышленный тип отождествляется с капиталистическим обществом. Но Спенсер не идеализирует капитализм, а утверждает, что это еще переходное состояние, «хотя рабочий и имеет право заключать по своему усмотрению договор, но это лишь смена одного рабства другим».
Спенсер утверждал, что не государство - творец права (Бентам), не законодательство - источник права, а право есть основа законодательства, так как оно выводится из принципа равной свободы. Перечень индивидуальных прав составляет традиционный набор либерализма: безопасность, свобода передвижения, совести, речи, печати, право собственности, частной предпринимательской деятельности. Но земля принадлежит обществу у ее надо национализировать.
Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: основное условие достижения высшего общественного состояния есть прекращение войн; милитаризм поддерживает созданные для него учреждения, уничтожает возможность возникновения перемен, направленных на установление справедливых законов; постоянный мир ведет к социальному улучшению.
В ходе эволюции, совершенствования людей и отношений промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества. В итоге сложится «Союз всех высших представителей цивилизаций», он завершит развитие человечества, а личные желания будут совпадать с интересами общества.
Взгляды Спенсера оказали заметное влияние на развитие социологии и политической науки, особенно в англосаксонских странах, где он был одним из самых читаемых философов.
Рассмотрим учения позитивизма ярких представителей каждого направления.
Тактика КПРФ
Сегодня первичные организации КПРФ действуют во всех без исключения районах и городах России. Практически полностью восстановлена сеть местных партийных организаций. Городские и районные комитеты компартии существуют в 1979 административных образованиях. Региональные организации партии восстановлены во всех субъектах федерации, включая в ...
Политическое манипулирование
Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции политической власти, осуществление которых зависит от способности политических органов оказывать влияние на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массо ...
Исламский терроризм
Крупнейшими в мире террористическими организациями считаются «Исламский джихад Палестины», «ФАТХ», «ХАМАС», «Аль-Каида», «Хезболлах» и др. Своей целью наиболее опасные экстремистские организации считают борьбу с неисламским миром, войну с «неверными». Организация «Исламский джихад Палестины» возникла в конце 70-х гг. ХХ в. в Сирии. Имеет ...

