Значительное внимание государству и праву уделял в своей социологической концепции популярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное, - своеобразный гимн домонополистической эпохе.
Спенсер рассматривал общество как сложный организм, развивающийся по законам эволюции.[5]
Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию.
Общество, взаимодействуя с окружающей средой, испытывает ее влияние и как результат складывается государство. Первоначально основная обязанность государства - защита от внутренних и внешних врагов.
Воинственный тип постепенно перерастает в промышленный, основанный на взаимодействии с природой. Государство - общество промышленного типа, основанное на равенстве, свободных договорах и частной инициативе.
Его задача - осуществить отрицательное регулирование и это справедливо. Если до промышленного типа индивид служил обществу, то здесь общество служит целям человека и в этом его главное отличие. Таким образом, промышленный тип отождествляется с капиталистическим обществом. Но Спенсер не идеализирует капитализм, а утверждает, что это еще переходное состояние, «хотя рабочий и имеет право заключать по своему усмотрению договор, но это лишь смена одного рабства другим».
Спенсер утверждал, что не государство - творец права (Бентам), не законодательство - источник права, а право есть основа законодательства, так как оно выводится из принципа равной свободы. Перечень индивидуальных прав составляет традиционный набор либерализма: безопасность, свобода передвижения, совести, речи, печати, право собственности, частной предпринимательской деятельности. Но земля принадлежит обществу у ее надо национализировать.
Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: основное условие достижения высшего общественного состояния есть прекращение войн; милитаризм поддерживает созданные для него учреждения, уничтожает возможность возникновения перемен, направленных на установление справедливых законов; постоянный мир ведет к социальному улучшению.
В ходе эволюции, совершенствования людей и отношений промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества. В итоге сложится «Союз всех высших представителей цивилизаций», он завершит развитие человечества, а личные желания будут совпадать с интересами общества.
Взгляды Спенсера оказали заметное влияние на развитие социологии и политической науки, особенно в англосаксонских странах, где он был одним из самых читаемых философов.
Рассмотрим учения позитивизма ярких представителей каждого направления.
Выводы
Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время странами СНГ, можно предположить, что интеграционные процессы в Содружестве имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у стран Содружества имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и ...
Преодоление политического
отчуждения
Многие научные авторитеты сходятся на том, что отчуждение - неотъемлемая характеристика человеческого существования. Стопроцентное избавление от отчуждения невозможно, так как человек с рождения связан определенными отношениями с другими людьми. А любые отношения уже предполагают момент отчуждения. Таким образом, до известного предела от ...
Политические аспекты процесса глобализации современного мира
Политическая глобалистика при изучении процесса глобализации современного мира выделяет следующие основные направления осмысления указанного феномена развития международного сообщества: § Исследования политических аспектов глобальных проблем и глобализации в целом; § Политологический анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей ...