Известно, что деятельность человека, как правило, имеет целеполагающий и осмысленный характер. Это в еще большей степени относится к политической деятельности. Она имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах. Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков.
Идеологии начали зарождаться только в Х1У веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем.
Смена религиозной картины мира рациональным объяснением реальности породила состояние социальной аномии, что потребовало новых идеалов и смыслов. Выдвижение этих новых смыслов, призванных обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, стали осуществлять политические идеологии. Они предлагали новые земные идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. Так, первой появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоев населения и стала стимулом формирования массового политического движения.
Термин «идеология» был введен в научный обиход в конце ХУ111 века французским исследователем А. Дестют де Траси (1754–1836) и означал «науку об идеях». Он выражал предпочтения определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось, а содержание оказалось размытым.
Востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции. Однако в середине ХХ века американский ученый – социолог и политолог Д. Белл заявил о «конце идеологии», бессмысленности ее существования. Тезис о «конце идеологий» (деидеологизации) был пущен в оборот как реакция на развернувшиеся в 60-х годах студенческие движения.
Последующее развитие мира, однако, показало, что надежды на скорый «конец идеологий» несостоятельны. И поэтому в 70-х – 80-х годах концепции деидеологизации сменились теориями реидеологизации. Последние обосновывают незаменимость идеологии для современного общества, подчеркивают ее важность для выражения и защиты коллективных ценностей, интеграции и мобилизации членов группы, в том числе и всего общества в его соперничестве с другими нациями и государствами.
Идеология может выражать интересы и ценности различных по своей по своей численности и влиянию, однако достаточно крупных общественных групп. Традиционно главными носителями идеологии являлись классы: буржуазия, рабочий класс, крестьянство, мелкая буржуазия и др., а также нации. В наши дни в индустриально развитых демократических государствах в связи с утратой классовой дифференциацией былой политической значимости на передний план все заметнее выступают иные, в том числе постматериальные ценности, выражаемые, например, в идеологии «зеленых».
Основные направления исследования международных
отношений после окончания "холодной войны"
Теория международных отношений как раздел современной политической науки сформировалась и развивалась в условиях биполярного мира. Это не могло не отразиться на концептуальных подходах и проблематике международно-политических исследований. Все значительные прогнозы развития международных отношений предполагали сохранение и в будущем прим ...
Введение.
Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения. Лидерство – универсальный по своей при ...
Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация статуса
парламентария.
При характеристике депутата как члена парламента важное значение имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление су ...