Буржуазные революции в европейских странах привели к преобразованию правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношении. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от представления о существовании рядом с позитивным правом естественного права, требующего его воплощения в законодательстве, - есть юридический позитивизм. Произошло отождествление права с законом.
Отождествление права с законом преследовало идеологические и практические цели: защитить позитивное право от критики. Коль скоро позитивное право есть право существующего гражданского общества, то эти законы критиковать нельзя, их надо выполнять. Всё вернулось на круги своя!
Позитивисты изначально отрицали иное право кроме позитивного.[2] В их поле зрения - не обычай, а закон, установленный властью, происхождение и обоснование закона - не дело правоведения. Одним из первых в разработке теории юридического позитивизма был англичанин Джон Остин. Свои идеи он изложил в. Дж. Остин считал, что термин «право» используется в самых различных случаях, что мешает точному определению предмета юриспруденции. И поэтому он выделяет юриспруденцию в чистом виде, как науку о праве. Он имеет дело с законами или правом в собственном смысле этого слова, не рассматривая, плохи они или хороши. В таком понимании приказ власти обязателен для выполнения. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика. Естественное право есть только предположение и если его принимать, то оно несет анархию. Тогда как позитивное право - гармонию, безопасность, создает прочный правопорядок.
Немецкий юрист Карл Бергбом считал, что сущность любого права состоит в том, что оно действует. Он рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное. И источник права - в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда Бергбом делает вывод о верховенстве закона.
«Отказом от оценочных суждений» юридический позитивизм выводил за пределы правоведения не только всю критику права, но и проблему его совершенствования. Вся теория юридического позитивизма основана применительно к правовому государству. К тому же проблематично обеспечить законность правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящее право.
Юридический позитивизм отвергает права человека вместе с теорией естественного права. Человек признавался лишь физическим лицом. На началах юридического позитивизма строились концепции либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии.
Характерным представителем этого направления был французский юрист: Адемар Эсмен.[3] Главным в его учении было обоснование условий функционирования парламентского правления - наличие двух партий. Эсмен был против провозглашения права на материальное обеспечение, образование, труд, поскольку считал достаточным наличие индивидуальных прав для развития способностей человека. Он полагал, что депутат не зависит от избирателей и неподотчетен им, так как формирует общую волю, а не округа.
Избирательное право предоставить следует только «способным», поэтому он был против избирательных прав для женщин, выступал за ценз оседлости и имущества и высокий возрастной ценз.
Таким образом, юридический позитивизм - это правовая оболочка капиталистических отношений. В теоретическом плане он был основой формально-догматической юриспруденции с ее детальной разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных отношений, точности определения юридических ситуаций и процедур.
Партийные системы
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет с ...
Послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря
1823 г. Д м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней
политики США: невмешательство американских государств во внутр
[1] Coleman, Keneth M. The Political Mythology of the Monroe Doctrine: Reflections of the Social Psychology of Domination in Martz, John D. and Schoultz, Lars (eds) Latin America, the United States and Inter-American System (Wetview Press, Boulder, Co, 1981) p.p. 99, 100, 110. [2] de Madariaga , Salvador Latin America Between the Eagle a ...
Общая характеристика ведущих политических партий
Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференции (1988 г), на которой было принято решение о проведении в 1989 г. выборов на съезд народных депутато ...