С.В. Решетников ссылается на то, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:
Тоталитарные, авторитарные, демократические. [18]
И.М. Кривогуз также прибегает к наиболее общей классификации:
три основных типа: демократический, или плюралистический, авторитарный и тоталитарный.
Очень развернутую классификацию дает Ю.В. Ирхин. [Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе — военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу — «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви — теократический (клерикальный) и светский режимы.][19] Он также не отрицает общепринятую классификацию.
Жуков, Краснов, Грязнов придерживаются только основной классификации.
Интересная классификация приведена в учебнике К.С. Гаджиева. Автор классифицирует политические режимы по характеру разделения властей. Он выделяет парламентский режим (ФРГ), президентский режим (США), парламентско-президентский, или президентско-парламентский, режим(Франция). А в общепринятую классификацию К.С. Гаджиев включает еще и гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы как тоталитаризма, так и авторитаризма. К ним можно отнести, например, франкистский режим в Испании.[20]
В.А. Бобков в самой распространенной классификации дополнительно выделяет наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.
Обобщая, можно сказать, что существуют различные классификации политических режимов, но самым распространенным является деление на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг.. Распад СССР, экономические и политические последствия
Август—декабрь 1991 г.: хроника событий. Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, ра ...
Первые политические партии и организации (1988 - август
1991 гг.)
В настоящее время из политических партий, образованных до августа 1991 г., продолжают свою деятельность Объединенная демократическая партия Беларуси (после объединения в 1995 г. с Гражданской партией стала называться Объединенной гражданской партией) и Белорусская социал-демократическая Грамада (сейчас одна из правопреемниц этой партии н ...
«Исламский фактор» как угроза стабильности и
безопасности СНГ
На наш взгляд, так называемый «исламский фактор» является наиболее реальной угрозой безопасности СНГ как геополитическому пространству. Но при этом необходимо совершенно четко представлять истоки этой проблемы, питающие магистрали, движущие силы и причины, актуализирующие политическую роль ислама в регионе. Это очень сложная тема. Анализ ...