Н.М. Сирота дополняет мнение Г.Т. Тавадова тем, что политический режим включает также состояние прав и свобод.
И.М. Кривогуз определят политический режим как «…соотношение объективных возможностей с целями и характером политической силы, направляющей власть, и выражается в способах принятия и реализации политических решений.»[9]
В.И. Жуков и Б.И.К раснов же рассматривают политический режим вовсе как совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти.[10]
Идентичная трактовка А.Г. Грязнова, М.А. Василика и В.А. Бобкова.
Подобное определение дает Ю.В. Ирхин, выделяя лишь дополнительно роль политического режима как совокупность господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.[11]
Таким образом заключаем, что политический режим рассматривается большинством авторов как прием, способ, метод осуществления политической власти и способ функционирования политической системы.
Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику.
В.И. Жуков и Б.И. Краснов определяют следующие критерии различия политических режимов:
-суть предоставленных гражданам прав и свобод,
-формальное и реальное разделением ветвей государственной власти, -уровень жизнедеятельности гражданского общества,
-наличие политических партий и легальной оппозиции,
-идеологический плюрализм и т.д.[12]
А.Г. Грязнов дополняет список такими критериями как
- каким методам политического господства отдается предпочтение — демократическим или насильственным,
- каково положение личности в данной стране,
-организация и проведение выборов в органы политической власти.[13]
Соответственные критерии и у М.А. Василика.
В.А. Бобков выделяет ряд немаловажных дополнительных критериев. К их числу относятся:
- роль и функции главы государства в системе политического руководства;
- способ и порядок формирования представительных учреждений;
- наличие объективных источников информации, гласности.[14]
К.С. Гаджиев различает политические режимы только
-по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, -формам и методам осуществления политической власти.[15]
Наиболее полная классификация критериев у С.В. Решетникова. [Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
- характер и мера осуществления власти;
- механизм формирования власти;
- взаимоотношения общества и власти;
- роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;
- характер существующих в обществе запретов;
- роль идеологии в жизни общества;
- характер политического лидерства;
- соотношение прав и свобод граждан;
- положение средств массовой информации;
- роль политических партий;
- соотношение между законодательной и исполнительной властью;
- роль и значение органов подавления;
- тип политического поведения.][16]
Таким образом мы сформировали основные критерии выделения характеристики политических режимов.
На основе этих критериев существуют различные классификации политических режимов.
Так, Г.Т. Тавадов рассматривает их на разных исторических этапах и в конкретных государствах одного и того же времени. [Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско - полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». В современном мире существуют либеральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский или полуфашистский, расистско-националистический, диктаторский, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима -демократический и антидемократический. Кроме того, антидемократические политические режимы делят на авторитарные и тоталитарные.][17]
Механизм формирования политической элиты
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является ...
Революция и советская власть
Большевики, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления городские думы и земства). Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Реализация д ...
Исламский экстремизм в макроисторической перспективе. Последствия
исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира
на современном этапе
Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран "третьего мира", однако, в любом случае влияние это со знаком "минус" в силу самой деструктивной природы экстремизма. Деятельность исламистских организаций принимает наиболее опасный характер в условиях с ...