Еще один важный фактор можно условно определить как фактор "исторической памяти". Абсолютизация собственного опыта присуща любому обществу до поры, пока оно не столкнется с более сильным противником. По мнению Малашенко В.А., в сознании превосходства своего образа жизни народы Востока укреплялись после удачных войн с европейцами. В особенности это относится к мусульманскому миру, не раз одержавшему победы над христианской Европой, что породило в сознании мусульман, в первую очередь арабов, чувство исторического оптимизма", в основе которого лежит вера в конечность, т.е. абсолютную верность исламского пророчества, подкрепленной удачными завоеваниями. Этот оптимизм был своеобразным проявлением исламоцентризма на протяжении столетия. Уверенность мусульман в собственной исключительности, в обладании монополией на истинное знание деформировалось в эпоху колониальной экспансии, когда "исторический оптимизм" уступил место пессимистическим настроениям.17 Как справедливо отмечала Л.Р.Полонская "колониальное завоевание усилило приверженность угнетенных народов доколониальным духовным, прежде всего религиозным традициям, как символу былой независимости. А это, в свою очередь, способствовало не только сохранению религии, как неотъемлемой части социальной психологии масс, но и перенесению в новые условия средневековых религиозных социально-политических учений и форм борьбы. 18 Это высказывание вполне приемлемо и к постколониальному периоду истории большинства мусульманских стран: в известном смысле исламская цивилизация полностью проиграла военно-политическое состязание с христианской Европой. Но этот фактор вряд ли можно оценить как ведущий. Поскольку большинство социальных проблем современного мусульманского мира возникло в связи с процессом включения исламских стран в систему международного разделения труда, а точнее его провалом, то на уровне массового сознания оно приняло форму отторжения ценностей Запада, которые ассоциируются с этой мировой экономикой.
Таким образом, цивилизованный конфликт порождает экстремизм не только сам по себе, но и дает готовые идеологические формы для осознания конфликта социально-экономического.
Понятие политической коммуникации
В современном политическом знании существует несколько подходов к определению политической коммуникации: 1. Политическая коммуникация – это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной сис ...
Политические конфликты в современном российском обществе: истоки, динамика
развития, особенности регулирования
Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «б ...
Рекрутация элит
Процесс трансформации элит в условиях перехода к стабильной демократии обуславливается многими факторами: политическими, экономическими, социальными, психологическими и т.д. В контексте демократической трансформации речь идет, прежде всего, о появлении новых элит после устранения авторитарных и тоталитарных политических режимов. Понятно, ...

