Субъектами внутренних политических конфликтов являются, таким образом, как отдельные индивиды, группы, слои, различные социокультурные, этно-конфессиональные и иные общности, так и их организации. На международной арене в условиях глобализации всех сторон жизни человечества субъектами международных политических конфликтов выступают уже не только государства, союзы государств и их организации, но и сами народы, международные неправительственные организации и движения, например, международные профсоюзные и партийные организации, международные экологические движения. Тем самым существенно усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и международными политическими конфликтами.
Специфика конкретного политического конфликта определяется как уровнем этого конфликта, так и особенностями его участников. Так, на уровне межличностных политических конфликтов существенную роль играют авторитарный или демократический тип личностей - участников конфликтов, интересы и мотивы их действий, их социально-психологические свойства. В числе последних особенно важны такие черты личности, как ум, воля, честолюбие, организаторские или иные способности, которые составляют качество политического лидера. Члены элиты, лидеры благодаря своим личностным свойствам, возможностям мобилизовать своих сторонников и иным ресурсам, играют непропорционально их численности большую, нередко решающую роль в политических конфликтах. По мере укрупнения субъектов политических конфликтов и, соответственно, повышения уровня конфликтов, все более значимыми становятся интересы и факторы среднего и социального уровня.
Далеко не все политические конфликты являются деструктивными. Они могут быть стабилизирующими, обеспечивающими баланс интересов и восстановление нарушенных норм и/или статуса, а также конструктивными, создающими качественно новую позитивную ситуацию в обществе. Различают также первичные и вторичные, примиримые и непримиримые, мирные и насильственные конфликты.
С точки зрения восприятия конфликта его участниками, выделяются:
1) конфликты выбора наименьшего зла, когда каждый из возможных выборов не полностью желателен или даже нежелателен и имеет негативные последствия;
2) конфликты в условиях изобилия выборов, когда каждый из этих выборов привлекателен;
3) конфликты противоположного восприятия, когда конфликт возникает вследствие противоположного восприятия участниками конфликта одной и той же ситуации.
Исходя из характера взаимоотношений сторон конфликта, они могут происходить в ситуации:
1) вражды, то есть крайней степени непринятия сторонами друг друга и вытекающего отсюда стремления подавить "врага";
2) соперничества, когда каждая из сторон конфликта стремится ненасильственными средствами побудить другую сторону пойти на уступки.
В течение длительного периода истории человечества ядро политических конфликтов составляла борьба за распределение и перераспределение благ и ресурсов, которые были крайне ограничены, за социально-политические и экономические справедливость и равенство, за права и свободы человека. И лишь с появлением либеральной демократии и правового государства, в основном обеспечивших эти права и свободы, с формированием индустриального общества с его материальным благополучием для большинства населения центр политических конфликтов в этих странах начинает смещаться в область борьбы за качество и стиль жизни, за защиту окружающей среды, за социокультурные и этноконфессиональные многообразие и автономию.
Ислам и модернизация в Турции
Совсем недавно, в марте 1996 г. президент Турции С. Демирель, будучи в Вашингтоне с деловым визитом, с гордостью напомнил, что "Турция – единственная в своем регионе светская, демократическая страна". Если судить по меркам региона, в основном мусульманского, а не по классическим европейским меркам, Демирель прав, особенно, когд ...
Личности как субъекты и объекты политики
Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее. Это относится в полной мере и к отдельной личности как объе ...
Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны.
Форма правления и государственный строй в Швеции
Королевство Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства — король (с сентября 1973 года — Карл ХУ1 Густав), за которым по конституции сохраняются только представительские функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премье ...