России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не стало тех экономических ресурсов, которые были прежде (надо научиться хотя бы собирать налоги); олигархи больше влияют на власть, чем советские директора и министры; условия для развития малого бизнеса стали хуже, чем в 1990 г.
С другой стороны, это реально, так как Россия — вовсе не отсталая страна, стоящая на обочине цивилизации. Россия преподнесла миру немало своих достижений в области рациональной организации экономической и социальной жизни, и он ими успешно пользуется. Так, шведская модель социализма начала формироваться в 1920-х годах одновременно с советской, имеет с ней много общего, но не подвергается остракизму за несоответствие западным ценностям. Здесь государство не национализирует средства производства, но социализирует произведенную продукцию, т.е. потребление и накопление с помощью высокого уровня налогообложения. Государственный сектор включает и местное самоуправление. Сеть сельхозкооперативов охватывает 75% агропромышленной продукции. В ежегодных соглашениях между правительством и фермерами фиксируются цены, процент за кредит, налоги, акцизы и т.д. Под опекой государства находятся среднее и высшее образование, дошкольные учреждения, здравоохранение, биржа труда, пенсионное обеспечение. Практически бесплатные социальные услуги на высоком уровне обеспечиваются за счет прогрессивного налогообложения.
На социально-экономическом развитии России во все времена отражалась ее геополитическая специфика. Советская экономика развивалась как самодостаточная. Элементы закрытости позволяли использовать ресурсы в интересах только собственной страны. Либеральный удар был нанесен прежде всего по этому принципу, в результате страна быстро потеряла экономическую независимость.
Самые видные ученые-рыночники Запада не рекомендовали радикальный путь реформ по какой-либо готовой модели. По мнению Д. Сакса, в России «характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Страна, несомненно, создаст свою собственную, российскую модель экономики, даже если примет законодательство, идентичное законодательству другой страны».
Возрождение России как великой державы требует максимальной мобилизации внутренних ресурсов. Стратегия опоры на собственные силы не может реализоваться без ужесточения режима внешнеэкономических связей страны, демонстрации открытости в сторону многих заинтересованных в равноправном сотрудничестве с Россией стран.
Реформирование осуществляется на основе научно обоснованной государственной политики, разработка которой является важнейшей задачей органов власти.
Роль партий в политической системе.
Политическая Система Общества - профсоюзы и другие организации и движения, преследующие политические цели, традиции и установки. Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных стр ...
Типология «макиавеллистской личности»
По аналогии с F-шкалой (шкалой фашизации), созданной Т.Адорнодля выявления авторитарной личности, Р.Кристи и Ф.Гайс построили М-шкалумакиавеллистской личности — по сути, личности человека-манипулятора. Базовая модель такой личности основана на идеях, высказывавшихся еще Н.Макиавелли в трактате «Государь». В результате конкретных исследов ...
Конфликт исполнительной и судебной ветвей власти и импичмент Билла Клинтона
Уильям Джефферсон Блайт IV (Клинтон) родился 19 августа 1946 года в Хоупе, Арканзас. Семья его принадлежала к среднему американскому слою. Б.Клинтон был честолюбив и хорошо учился, за все годы учебы в школе постоянно являлся одним из лучших учеников, был спикером учеников и руководителем школьного джаз-оркестра. С 1968 по 1970 гг. Билл К ...