России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не стало тех экономических ресурсов, которые были прежде (надо научиться хотя бы собирать налоги); олигархи больше влияют на власть, чем советские директора и министры; условия для развития малого бизнеса стали хуже, чем в 1990 г.
С другой стороны, это реально, так как Россия — вовсе не отсталая страна, стоящая на обочине цивилизации. Россия преподнесла миру немало своих достижений в области рациональной организации экономической и социальной жизни, и он ими успешно пользуется. Так, шведская модель социализма начала формироваться в 1920-х годах одновременно с советской, имеет с ней много общего, но не подвергается остракизму за несоответствие западным ценностям. Здесь государство не национализирует средства производства, но социализирует произведенную продукцию, т.е. потребление и накопление с помощью высокого уровня налогообложения. Государственный сектор включает и местное самоуправление. Сеть сельхозкооперативов охватывает 75% агропромышленной продукции. В ежегодных соглашениях между правительством и фермерами фиксируются цены, процент за кредит, налоги, акцизы и т.д. Под опекой государства находятся среднее и высшее образование, дошкольные учреждения, здравоохранение, биржа труда, пенсионное обеспечение. Практически бесплатные социальные услуги на высоком уровне обеспечиваются за счет прогрессивного налогообложения.
На социально-экономическом развитии России во все времена отражалась ее геополитическая специфика. Советская экономика развивалась как самодостаточная. Элементы закрытости позволяли использовать ресурсы в интересах только собственной страны. Либеральный удар был нанесен прежде всего по этому принципу, в результате страна быстро потеряла экономическую независимость.
Самые видные ученые-рыночники Запада не рекомендовали радикальный путь реформ по какой-либо готовой модели. По мнению Д. Сакса, в России «характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Страна, несомненно, создаст свою собственную, российскую модель экономики, даже если примет законодательство, идентичное законодательству другой страны».
Возрождение России как великой державы требует максимальной мобилизации внутренних ресурсов. Стратегия опоры на собственные силы не может реализоваться без ужесточения режима внешнеэкономических связей страны, демонстрации открытости в сторону многих заинтересованных в равноправном сотрудничестве с Россией стран.
Реформирование осуществляется на основе научно обоснованной государственной политики, разработка которой является важнейшей задачей органов власти.
Политические идеи Древнего Рима.
Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права ...
Сущность внутренней и внешней политики государства. Связанные одной цепью.
Остановимся подробнее на внутренней и внешней политике государства. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социальн ...
Основные направления молодежной политики в
Санкт-Петербурге
Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2006 "Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010гг.". Основными направлениями молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы являются: 1. Воспитание гражданственности и патриотизма. 2. Поддержка деятельности ...