Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту - Федеральному собранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Федерация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации – 178.
Совет Федерации первого созыва (1993) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов совпадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избирались два члена Совета Федерации. В 1995г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Совета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного и исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путём ротации, определяемой выборами в органы власти субъекта РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации»(2000) с января 2002г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в Совете Федерации их представителями.
Реформа Совета Федерации – это движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности. Изменение принципа формирования Совета Федерации ставит вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений.
К ведению Совета Федерации относятся (ст. 102):
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В сфере законодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Лишь Государственная Дума первого созыва (1993 – 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995, 1999гг. использовалась смешанная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина – на основе системе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, её депутатами образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Информационная война
Логично предположить, что если СМИ оказывает столько большое влияние на общество и на политику, как часть деятельности общества, в рамках одной страны, то на международном уровне это влияние приобретает глобальный характер. Информационные войны – сравнительно новое понятие, употребляемое все чаще и чаще. У этого термина существует два ос ...
Особенности становления политической системы Украины.
Родословную «собственно украинского» конституционализма принято начинать с 1710г., когда 5 апреля в Бендерах были подписаны «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского». В этом документе, который украинские правоведы считают первой украинской конституцией, предусматривалась выборность гетмана, коллегиальное отправление ...
Сущность политического сознания. Понятие и содержание
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценнос ...

