1) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;
2) о нейтралитете важных политических институтов — конгресса, суда, президентской власти, средств массовой информации;
3) о неизменной эгоистической природе человека, склонности к потребительству;
4) об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации;
5) о плюрализме средств массовой информации (СМИ), которые на самом деле представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания и контролируются рекламодателями.
Для политических мифов характерны следующие особенности:
ü они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;
ü основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;
ü в них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатичная вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;
ü они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания; политические мифы, в лучшем случае,— полуправда;
ü для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдать тот или иной ход событий, обеспечить абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;
ü политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено более поздними созданием политических структур и социальной дифференциацией.
Политические мифы обладают противоречивыми признаками. С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся:
ü взаимообусловленность мифа и массового сознания, ибо миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф;
ü живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение;
ü заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера;
ü осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа.
С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.
Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются откровенным обманом, используют так называемую большую ложь, которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. С ростом компетентности людей, демократизации общества явная ложь не срабатывает, ее дозируют, камуфлируют, тогда используется частичная ложь, скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и приукрашенная ложь — провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний, посулов (вспомним предвыборные кампании в России 1993, 1995 гг.). Используется также частичная правда, порой приходится обнародовать и полную правду, а иногда и так называемую горькую правду. Такой переход к признанию неприятной истины сопровождается различными оправданиями, рассчитанными на оправдательное восприятие людей, например: политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные); он может покаяться («повинную голову меч не сечет»); он может прослыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо «лучше горькая правда, чем сладкая ложь»); рассчитывать на жалость (раскаялся — все сошло с рук).
Кроме того, в манипулировании первостепенное внимание уделяется ценностному подчинению. Здесь: урегулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств в центр политики выдвигают «прагматические» или «гуманистические» мотивы; и идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; и абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые считаются вечными и неизменными (их используют в разных сочетаниях и начинают писать с большой буквы: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.).
Исторический экскурс проблемы
Прекращение холодной войны, проходившей под знаком идеологического противостояния двух разнополярных систем с его проекцией на все без исключения сферы международных отношений, заложило предпосылки для конструктивного сотрудничества государств как на региональном, так и на глобальном уровне и позволило разблокировать переговоры по ряду о ...
Характеристика
политического лидерства в работах мыслителей античности и мыслителей XIX – XX веков.
Особого внимания заслуживают работы Н. Макиавелли “Государь”, Ф. Ницше, Г. Гарда. Определенный вклад в изучение понятия лидерства и его психологических аспектов внесли Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон. Итак, Н. Макиавелли одним из первых дал развернутое описание образа лидера-государя, разработал технологию политической деятельности, лидерской ...
Заключение.
Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия существуют в порядке выборов (назначении), в формах деятельности, в сроке нахождения на должности и в другом. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты (назнача ...

