В истории политических учений разработано множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики [5, 10]: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др. Классической теорией разделения властей считается теория Ш. Монтескье (1689 - 1755).
Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
Принцип разделения властей подчинен задаче создания противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Необходимо отметить, что элементом системы сдержек и противовесов является и оппозиция.
Существенный вклад в развитие теории разделения властей внес Ж.-Ж. Руссо, который считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа".
Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1778) [11], в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей конкретного государства. Например, в Великобритании действует парламентарная модель разделения властей в виде конституционной монархии [12].
Процесс информатизации общества, начавшийся в XX веке привел к тому, что в современной теории государства и права стали выделять еще одну ветвь власти - "четвертую власть" - средства массовой информации. Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество о каких либо политических событиях, но и иногда навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности по манипулированию общественным мнением, т.е. могут оказывать существенное влияние на его формирование. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе "сдержек и противовесов", сдерживая действия органов государства.
Цели, задачи и функции деятельности политических партий
Цель политических партий – претворение в жизнь уставных, программных задач в процессе осуществления государственной власти путём выработки политических доктрин, участия в выборах, формулирования политической воли через своих представителей, избранных в органы государственной власти, через парламентские фракции, влияние на общественное мн ...
Концепции политической борьбы за построение исламского общества
Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в э ...
Методы влияния СМИ на политику в России
Хотелось бы заметить, что российские методы влияния СМИ на политическую жизнь общества имеют свою специфику. Этот факт можно как объяснить особенностями истории нашего государства, тем, что Россия лишь недавно вступила на путь демократического развития после периода тоталитаризма, так и некоторыми отличительными чертами российского мента ...