Партию власти следует рассматривать как партийное объединение, созданное политической элитой и конкурирующее на электоральном пространстве с другими партийными организациями, представляющими отличные от политической элиты сегменты общества, с целью организации большинства в законодательном органе и поддержки проводимого властью курса. Такое явление стало возможным с 1993 года, но существование в условиях слабого административного ресурса приводило к тому, что партиям власти не хватало возможности (по причине отсутствия консолидации элит) полностью реализовывать запланированные функции, и, как следствие, растягивать свое существование более чем на один электоральный цикл. Изменения в раскладе правящей элиты приводило к эволюции «партий власти», что имело две закономерности:
1. Каждая новая партия власти - не новый проект, а трансформированный предыдущий, позволяющий использовать накопленный опыт в области идеологии, программы, кадровой политики.
2. Партия власти выступает в тройном формате, в сопровождении партии-протогониста (дублер) и партии-антогониста (оппозиция). Такое условие продиктовано необходимостью контролировать идеологическое поле и сдерживать амбиции оригинальной партии власти в ее стремлении стать правящей партией.1
Такой механизм действовал на протяжении всего существования партий власти, что в конечном итоге привело к возникновению эффективно функционирующему инструменту элиты – «Единой России».
Вопрос об идеологической «начинке» партий власти был одним из главных на протяжении истории их развития, и его решение привело к отсутствию у «Единой России» конкретной идеологии. Идеология играет основополагающую роль при распределении электората, партия, занимающая центристские позиции, может рассчитывать на конформистов, желающих сохранить status quo. Такие «инстинктивные центристы» составляют 10-15% электората, к этому следует прибавить 10-12% мобилизованного административного ресурса и предвыборную работу политтехнологов, то есть теоретически партия власти с центристской идеологией может получить около 40% голосов, что приведет к ее доминированию в партийной системе, то есть к требуемому результату. Однако политический центр имеет тенденцию к разделению на правое и левое направление. Поэтому первоначально власть дублировала «оригинальную партию», с целью исключения потери некоторой части электората, что могло грозить созданием независимой партии. Для сохранения равновесия, партия власти должна избегать столь яркого противоречия в своей идеологии, но при этом не уходить от центризма, и в 90-е годы дублирование стало способом учета обоих тенденций, при этом антогонист определял идеологические недостатки оригинала.
|
оригинал |
протогонист |
антогонист | |
|
1993 |
«Выбор России», радикально-реформистская |
«Партия Российского Единства и Согласия», умеренно-реформистская |
ЛДПР, державно-патриотическая |
|
1995 |
«Наш дом - Россия», правоцентристская |
Блок И.Рыбкина, левоцентристская |
«Конгресс Русских Общин», державно-патриотическая |
|
1999 |
«Единство», правоцентристская |
«Отечество – вся Россия», левоцентристская |
«Отечество – вся Россия», левоцентристская |
|
2003 |
«Единая Россия», правоцентристская |
«Родина», левоцентристская |
ЛДПР, либеральная |
|
2006 |
«Единая Россия», правоцентристская |
«Российская Партия Жизни», «Российская Партия Пенсионеров», «Родина», левоцентристские |
«Справедливая Россия», либеральная |
ФСП: политика реформирования
Благоприятнее складывалась ситуация для французского премьера Л. Жоспена, лидера Французской социалистической партии (ФСП) после победы на парламентских выборах в мае 1997 г., хотя он был вынужден руководить страной совместно с правым президентом Ж.Шираком. Доставшаяся ему экономика была в неплохом состоянии. Несмотря на давнюю неолибера ...
Политическое манипулирование
Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции политической власти, осуществление которых зависит от способности политических органов оказывать влияние на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массо ...
Понятие, формы и условия ведения предвыборной
агитации в средствах массовой информации. Понятие предвыборной агитации. Агитационный период
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основн ...

