Возникшие в начале 90-х годов партии демократического направления оказались слабее аналогичных партий стран Балтии. Причина этого, как уже говорилось, заключалась не только в ограничительной и запретительной политике властей, но и в "советскости" рядовых, среднестатистических белорусских граждан, которые в большинстве своем были не готовы воспринять и поддержать идеи и ценности открытого общества, национального государства. Кроме этого, фактором, сдерживающим самостоятельное развитие политических партий, являлось доминирующее положение БНФ на политической арене и после августовского путча 1991 г. БНФ не желал "растворяться" в политических партиях или преобразовываться в одну из них, не доверял им и считал себя единственным последовательным защитником независимого государства и национально-культурного возрождения страны. Поэтому он относился к партиям демократического направления как к неравноправным партнерам по борьбе с существующей властью, пытаясь навязать им свои правила игры.
Вместе с тем, политические партии, осознавая свои подлинные и мнимые слабости, испытывали своеобразный комплекс неполноценности по поводу неумения привлекать граждан в свои ряды и вести реальную политическую борьбу. Поэтому они не спешили дистанцироваться и, тем более, порывать с БНФ, хотя многие из них рассматривали себя в качестве "третьей силы" и стремились проводить политику равноудаленное от прокоммунистического правительства В.Ф. Кебича и БНФ.
Перечисленные факторы привели к тому, что в начале 90-х годов все негосударственные политические силы разделились пополам: с одной стороны, БНФ, игравший самую заметную роль в политической жизни страны, с другой - политические партии различных идеологических направлений, организационно не связанные с БНФ и не во всем поддерживающие его политику.
Причина возникновения подобной ситуации заключалась в том, что БНФ и политические партии по-разному оценивали существовавшую политическую ситуацию 1991-1996 гг. БНФ в своей деятельности фактически исходил из тезиса о том, что в стране отсутствовала законно избранная власть, а реально существовавшая проводила антинациональную политику. Поэтому он не рассматривал себя в качестве политической силы, интегрированной в существовавшую тогда политическую систему, и считал, что все демократы сообща, единым фронтом должны бороться с антинародным режимом, что есть только две противостоящие друг другу силы: власть и объединенная оппозиция, во главе которой должен стоять БНФ. Конечно же, нельзя сказать, что в те годы существовала демократическая система, которая обеспечивала равные правила игры для конкурирующих политических сил в их борьбе за власть. Тем не менее, у демократических сил имелись возможности для политической борьбы в рамках существовавших тогда демократических институтов. И те партии, которые не хотели идти под "крышу" БНФ, полагали, что жесткое противостояние власти, деление политических сил по принципу "черное - белое" сужает электоральную базу демократических сил и отталкивает от демократов возможных сторонников из числа хозяйственной и управленческой элиты. Отсюда и их стремление рассматривать себя в качестве "третьей силы", против чего так резко и выступал БНФ. Вместо того чтобы достигнуть соглашения со своими менее радикально настроенными союзниками по демократическому лагерю, БНФ вел борьбу как с партиями, так и с отдельными личностями, например, С.С. Шушкевичем. Впоследствии (в 1996 г) это явилось одной из причин поражения оппозиции.
Агитационный период
Действия, о которых идет речь, не регулируются законодательством о выборах. Следовательно, соответствующих ограничений на размещение на правах рекламы в эфире организаций телерадиовещания информации о деятельности политических партий до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы не существует. ...
Личности как субъекты и объекты политики
Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее. Это относится в полной мере и к отдельной личности как объе ...
Политические стереотипы и установки как важнейшие элементы
политического сознания. Сущность понятия
«политический стереотип», его структура, механизм формирования
Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: «stereos» (твердый) и «typos» (отпечаток). Политологическая трактовка стереотипа исходит из синтеза двух его общепринятых значений. Во-первых, в полиграфии стереотип — монолитная печатная форма-копия с набора или клише, используемая при печатании многотиражных и повторных изданий. Во ...

