Термин «
консерватизм» происходит от латинского «conservo» – охраняю, сохраняю. Консервативная политическая идеология возникла как реакция на идеалы, образ мысли, требования и реальные успехи либерализма, и прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. Впервые термин «консерватизм» ввел в научный оборот французский писатель Ф. Шатобриан, основатель журнала «Консерватор» (1818–1820). Важнейшие представители раннего консерватизма – английский мыслитель и политический деятель Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. Де Бональд.
К основополагающим ценностям консервативной идеологии относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению к общественным переменам.
По мнению консерваторов, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-экономическими политическим институтам. Они убеждены в том, что иерархическое общественное устройство свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства.
В ходе исторического развития консерватизм, так же как и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство в экономику. На протяжении многих лет консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.
В 70-х годах ХХ столетия возникает новая фаза в развитии консерватизма – неоконсерватизм, который формировался на почве противостояния либерализму и социализму.
Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку своих родственников и сограждан. Современное государство, по их мнению, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов.
Одно из центральных мест во взглядах неоконсерватизма занимают морально-этические проблемы. Даже чисто экономические программы рассматриваются ими через призму морали. Без отношения к труду как одной из главных нравственных ценностей нельзя добиться, по их мнению, экономического роста.
Рост преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды – вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.
Сейчас неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые большие политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), но круг приверженцев консерватизма расширяется.
Автономия элит и проблема их консенсуса
Когда-то немецкий социолог Карл Мангейм считал, что современной цивилизации свойственен процесс автономизации элит. Если в прошлом, когда общества институционально были слабо дифференцированы, высший класс был одновременно и правящей элитой, то сейчас произошли определенные изменения. Сегодня каждой институциональной сегментации общества ...
Механизм взаимодействия элит и граждан демократического
общества
Стабильная демократия требует, чтобы элиты трактовали политику не как искусство «воевать» между собой, а как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на признанные ценности существования демократических институтов. Элиты могут играть и играют активную и независимую роль ...
Современное состояние реформ в России.
России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не ...