Итак, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.
Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются.
Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.
Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.
Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации.
Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.
Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.
Рассмотрим основные концепции (мысли, понятия) власти:
1) Теологическая (греч. Theos — Бог) - всякая государственная власть происходит от Бога. «Источник власти в Боге» — Фома Аквинский (1225 – 1274). Он признавал положительную роль Бога, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Обосновал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже воспитание — против тирании.
2) Телеологическая (греч. Telios — цель) - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти.
3) Биологическая концепция – власть для обуздания человеческой агрессии, как биологического существа.
4) Бихевиористская (англ.behaviour — поведение) – человек — «властолюбивое животное». Власть - средство улучшения жизни, приобретение богатства, престижа, свободы безопасности. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди.
Становление политических идей Киевской Руси в ІХ – ХІІ ст. и их дальнейшее
развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ – ХVІІ ст.)
Политические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украины, тесно связанные с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции. Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обус ...
Политические отношения как процесс согласования общественных интересов
Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики. По ...
Современное состояние реформ в России.
России, чтобы двигаться дальше по пути цивилизации, надо расстаться с тем наносным, случайным, вредным, что появилось после 1991 г., т.е. реформировать реформированное. С одной стороны, сделать это гораздо сложнее, чем выходить из системы образца 1990 г., так как общество" потеряло доверие к реформам и реформаторам. У государства не ...