a) форма правления и государственный строй в Швеции.
Королевство Швеция – конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства – король (с сентября 1973 года – Карл
Густав XVI), за которым по конституции сохраняются только представительные функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премьер-министра после консультаций с лидерами партий перешла к тальману, председателю риксдага.
Политическая власть принадлежит правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть находится в руках однопалатного парламента — риксдага, выборы в который происходят каждый третий год. Риксдаг принимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает состав правительства и т.д.
Центральную власть в регионах, лёнах, представляет губернатор.
b) идея равенства в социально-экономической политике Швеции.
Профсоюзное движение привержено уравнительной идеологии политики и солидарности в области зарплаты. Основной лозунг политики — “равная зарплата за равный труд” — означает, что тип и природа труда должны быть нормой для установления зарплат.
Таким образом, социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.
Шведская семья в социальной политике
Важной социально-экономической задачей, которую приходилось решать правительству Швеции тех лет, было проведение новой семейной политики и, прежде всего, преодоление кризиса рождаемости в стране и принятие мер для содействия приросту населения. Если в 1930–1940-х годах основной акцент в шведской семейной политике был сделан на той модели семьи, в которой главную роль играл супруг, своим трудом содержавший всех остальных членов семьи, то уже в 1946 году согласно внесённому правительством новому законопроекту финансовая поддержка оказывалась уже и женщинам, которые в случае болезни могли рассчитывать на денежное пособие, а также специальные дотации, выплачивавшиеся на детей. Таким образом, новая социальная политика включала в себя ряд мер, которые существенно улучшали финансовое положение жён и детей по отношению к их супругам и отцам. Наиболее интересным моментом здесь представляется та деталь, что пособие на детей выплачивалось непосредственно матери, а не отцу, что, конечно же, снижало случаи нецелевого использования отдельными “несознательными” отцами семейств выделяемых государством средств на содержание детей. Следует отметить, что закон о детских пособиях укреплял, прежде всего, положение матерей, поскольку государство выплачивало пособие независимо от того, были ли в браке родители или были разведены, поддерживал ли разведённый супруг ребёнка или нет. Проводившаяся в те годы социальная политика в отношении семьи преследовала две противоречивые цели. С одной стороны, за счёт введения детских пособий и финансовой поддержки матерей поддерживался распространённый в те годы стереотип женщины-домохозяйки, истинное предназначение которой – работа по дому и уход за детьми. С другой стороны, эта политика укрепляла положение матерей в рамках семьи и делала женщин всё более независимыми от их мужей. За первые 15 лет своего правления социал-демократы так перестроили шведскую социальную политику и систему социального страхования, что с 1950-х годов Швеция имела совершенно новую систему социальной защиты. Уже с 1948 года пенсии по старости были настолько велики, что позволяли пожилым не обращаться к другим источникам дохода для обеспечения своей жизни. Детские пособия выплачивались для всех детей страны, независимо от уровня дохода их родителей. Медицинское страхование и страхование по безработице были ещё добровольными, но, несмотря на это, они частично финансировались государством и находились под его контролем. Минимальная защита от неблагоприятных жизненных обстоятельств была гарантирована практически для каждого. Таким образом, в разработке и реализации этой социальной политики социал-демократы выступили настоящими новаторами, целью которых было улучшение экономического положения не только отдельных групп трудящихся, но и всего населения страны в целом.
Понятие лидера и лидерства
Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполаг ...
Происхождение и сущность государства. Первобытное
общество: экономическая основа, общественная власть
При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-правовых и п ...
Правонарушения, наркомания среди молодежи
На фоне некоторого общего снижения количества преступлений в Петербурге в 2005 г. несколько уменьшилась и преступность среди петербургской молодежи за тот же период. Однако среди молодежи от 18 до 30 лет снижение числа преступлений в 2005 г. произошло только по сравнению с 2004 г., по сравнению же с любым из предшествующих лет, количеств ...

