Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Исторически сформировались несколько типов легитимности:
Легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основой данного типа является общее понимание норм, установленных законом;
Идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности;
Традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа такого типа легитимности – традиции, традиционное сознание;
Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры;
Персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя;
Политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Такая легитимность характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются:
a) Рост степени принуждения;
b) Ограничение прав и свобод;
c) Запрещение политических партий и независимой прессы;
d) Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
e) Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти.
Следует также отметить, что крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
Эффективность государственного управления рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий, социально-экологический факторы. С такой точки зрения эффективность власти должна оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства.
Таким образом, можно попытаться выделить следующие критерии эффективности социального управления:
степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника.
законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления.
реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития.
глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей.
характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность.
авторитетность решений и действий управленческих структур и работников.
Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализация
Вопрос о субъектах политической жизни представляет для политологии сложную проблему. С одной стороны, очевидно, что политика, политическая жизнь связана с деятельностью больших масс людей, что «…политика начинается там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика .»[1]. С другой стороны ...
Институциализация функций
лидера.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициа ...
Стратегические
направления государственной молодёжной политики в России
Стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые происходят в жизни российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений – переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего. ...