Тема политического влияния "силовиков" в нашей стране по-прежнему сохраняет свою актуальность. Это связано как с действительно развитой политической субьектностью силовых структур, так и с тем интересом, которое общество проявляет к присутствию "силовиков" во власти. Комплексный характер обозначенной проблемы предполагает её изучение с различных ракурсов, в том числе и через призму политической ресурсности.
Для изучения ресурсного измерения политического влияния "силовиков" современной России нами была сформирована теоретико-методологическая матрица политической ресурсности, позволившая структурировать её на отдельные составляющие (политические ресурсы) и произвести продуктивную систематизацию собранного эмпирического материала.
Эмпирическую базу исследования составили несколько тысяч единиц периодической печати, свыше 4 тыс. биографий политико-административных деятелей различных уровней и ветвей власти, десятки нормативных актов, в том числе бюджетного законодательства, данные авторитетных социологических опросов за 14 лет, а также результаты фокус-групп, проведённых в студенческой среде.
Помимо отдельных политических ресурсов изучению была подвергнута взаимосвязь проводимой в настоящее время военной реформы с политической ресурсностью силовых структур современной России, а также влияние легализации в стране частных военных компаний на ресурсный потенциал отечественных "силовиков".
В рамках методологической базы уклон был сделан в количественные методы и в графическое отображение результатов исследование. Активно применялись такие методы, как контент-анализ, интент-анализ, биографический анализ, статический анализ, графическое моделирование. Это было сделано с целью обеспечения большей объективности и наглядности исследования.
Политическая ресурсность силовых структур современной России была проанализирована как в динамическом контексте (в период с 1994 по 2008 гг.), так и в сравнении с политической ресурсностью "силовиков" других стран, прежде всего, государств ближнего зарубежья, чтобы иметь возможность объективно оценить тот объём ресурсов, который сосредоточен в руках наших "силовиков", и, следователь, уровень их политического влияния в стране.
В результате исследования нами был выявлен стабильный рост всех заявленных для анализа составляющих политической ресурсности, которые к тому же в своей количественной интерпретации превосходят аналогичные позиции в странах ближнего зарубежья.
В политической истории постсоветской России отчётливо выделяются два периода развития политической ресурсности "силовиков", которые разделяет 2000 г., год прихода к власти В.В. Путина.
До 2000 г. о развитой ресурсной базе силовых структур говорить не приходится, после же него можно отметить постепенный, но довольно стабильный рост отдельных составляющих политической ресурсности силовых структур, что свидетельствует о росте политического влияния "силовиков" в России в этот период.
Особенностью динамического аспекта политической ресурсности силовых ведомств в России является синхронность динамики различных её составляющих (рост одного политического ресурса всегда происходит вместе с ростом других политических ресурсов), что подтверждается во многом синхронным развитием финансового ресурса, ресурса общественного мнения и ресурса представительства в органах государственной власти, что было доказано на базе анализа обширного эмпирического материала.
Основные типологии лидерства. Психопатологическая
типология Г. Лассуэлла
Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять политический лидер, различаются типы «агитатора», «администратора» и «теоретика», а также их различные комбинации. Г. Лассуэлл рассматривал направление движения бессознательных факторов в критических ситуациях карьеры каждого из этих типов, а т ...
Средства массовой информации и их влияние на
молодежь
Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу ("четвертую власть"), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполня ...
Разграничение понятий информирования и агитации и
связанные с этим ограничения свободы массовой информации
Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии ...