Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм — тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа. (Б. Муссолини)
В качестве эпиграфа к моему реферату я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием. Данная работа – одна из моих попыток анализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду прежде всего на концепции фашистского государства.
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо. Основой для написания данного реферета послужили несколько исследовательских работ и статей из фондов библиотеки им. Н.А.Некрасова. Особо обращаю внимание на работы уже упомянутого Работяжева, Устрялова, на объёмную и очень грамотно написанную монографию Галкина, крупнейшего специалиста по германскому фашизму. Также нельзя не отметить и творчество болгарского исследователя Ж. Желева; его работа, вышедьшая в середине 80-х наделала немало шума как на родине автора, так и в Советском Союзе, стимулировав интерес к данной проблеме. Обращаю внимание на монографию Б. Бессонова – в ней приводится обширная библиография по теме, в том числе и буржуазная библиография.
Главный недостаток большинства работ заключается в том, что их авторы – историки, а не политологи, и уже поэтому мне приходилось чётко и тщательно отбирать материал для данного реферата, реферата по политологии. Кроме того, практически отсутствует новая, современная литература по данной теме (за исключением журнальных и газетных публикаций).
Исходя из найденного материала, моя работа была выстроена следующим образом. Я посчитала уместным несколько сузить тему исследования и более подробно остановился на концепции тоталитарного фашистского государства. Но для начала необходимо определиться с терминологией.
Прежде всего, давайте ответим на вопрос что такое фашизм. «Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем». Такое определение дает в своей работе А. Галкин. Обращаю внимание на то, что уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. И. Мазуров обращает внимание на то, что еще с довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм». «В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого государственного центра». Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества».
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание "тотального государства" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)".
Некоторые исследователи строго отделяют фашизм от национал-социализма; первый, по их мнению, характерен исключительно для Италии 20-40-х годов. В данной работе я эти концепции не учитывала и в равной мере рассуждала о фашизме итальянском, немецком, испанском и т.д.
Сущность внутренней и внешней политики государства. Связанные одной цепью.
Остановимся подробнее на внутренней и внешней политике государства. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социальн ...
Вывод
Итак, среди различных аспектов лидерства политическое лидерство занимает особое положение. Его отличительная черта - неразрывны связь с феноменом власти. Политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства, и по этой причине оно представляет собой особый род власти. Это одна из самых высоких и самых "охватываю ...
Швеция: государственное устройство и политическая система
Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Административное деление — 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстерноррланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, ...