При таком подходе можно выделить три цивилизации:
европейскую (христианскую);
восточную (буддистскую, исламскую);
африканскую.
Отдельные авторы предлагают использовать при такой типологии оба эти понятия. Однако при том и другом подходе также существует немало проблем. Они связаны с нечеткостью самого понятия "культура", а также с отсутствием общепризнанной концепции исторического процесса.
Другой такой основой могут быть стадии развития производства, позволяющие разделить общества на:
аграрные;
индустриальные;
постиндустриальные;
информационные.
Приведенные классификации, не исчерпывают проблемы, а лишь отражают ее многогранность. Поэтому отметим лишь некоторые закономерности исторического развития общества.
Это развитие шло от примитивных, архаичных структур к постепенному их усложнению вследствие общественного разделения труда, совершенствования его орудий, развития культуры и т.д.
Как уже отмечалось, история человечества включает догосударственную эпоху и эпоху государственно-организованных обществ. В первую из них индивид не существует вне коллективной общности (рода, племени, общины). В эпоху государства он становится самостоятельным субъектом общественных отношений. При этом переход от одного состояния к другому занимает целую полосу истории. У народов, переживающих ее сегодня (Тропическая Африка, ряд стран Ближнего и Среднего Востока и т.д.), классовые институты по-прежнему сосуществуют с институтами родового либо раннеклассового общества. История государственно-организованного общества (по крайней мере, европейская) отражает движение от открытого закрепления неравенства и несвободы большинства членов общества к признанию их формального равенства и свободы, которое провозглашается лишь с победой буржуазного строя (XVII-XVIII вв).
В современном мире можно встретить народы, представляющие практически все известные типы человеческого общества: от архаичных до наиболее развитых. Поэтому прежде чем рассматривать общество и государство в их соотношении, необходимо определиться, какая эпоха берется за "точку отсчета".
Анархизм
Анархи́зм - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления, например, государства. Анархизм – идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. Помимо этого конкретные анархисты могут иметь дополнительные критери ...
Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализация
Вопрос о субъектах политической жизни представляет для политологии сложную проблему. С одной стороны, очевидно, что политика, политическая жизнь связана с деятельностью больших масс людей, что «…политика начинается там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика .»[1]. С другой стороны ...
Ограничение роли государства через совершенствование рыночной экономики
Объективно происходящие процессы (технологический прогресс, оптимизация хозяйственной деятельности и т.п.) постоянно обостряют проблему безработицы. Обеспечивать сбалансированность рынка труда путём сокращения продолжительности рабочего времени возможно за счёт определённой части прироста эффективности. То есть суть решения проблемы безр ...