Конкретно-исторический характер государства оказывается не только в ее соответствующей формационной прописке (речь идет о рабовладельческом, феодальном, буржуазном государстве), а и в ее историчности как такой, во времени. Понятие "государство" и "власть" не тождественные, власть более старая государства, ибо не может быть общества безвластного (то есть анархического), и в течение всей первобытной истории эта власть функционировала как негосударственное и дополитическое общественное самоуправление.
Государство как политическая организация - это такой общественный механизм, который призван защищать интересы людей определенной территории и регулировать посредством правовых норм взаимоотношения между ними, используя при необходимости специальные органы принуждения.
Как особенный конституированный субъект государство выражает общественный (публичный) характер человеческой деятельности. В меру своей эволюции она выявляет, таким образом, отделение общественной сущности от самого общества. Чем больше развитое государство, тем более она отделена от общества, которое в Новое время приобретает качества "гражданского" в противовес "обществу политическому", то есть собственно государству.
Государство опосредствует движение основного противоречия человеческой деятельности между ее общественным характером и индивидуальной формой осуществления. Сущность государства развивается в меру того, как разворачивается опосредствованное ею противоречие и выявляет себя внешне как восходящее движение от государственности к государству.
Сущность государства раскрывается медленно. Развиваясь, государство, как и каждый другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление "в себе", "для себя", "для других".
Качества государственности можно найти уже в ранних выявлениях социальности. Но как самостоятельный феномен государство конституируется только тогда, когда противоречие между индивидом и обществом уже может быть выяснено как основное социальное противоречие (для этого нужна достаточно высокая степень развития как общества, так и индивида). Становление государственности заканчивается отделением государства от общества (от индивида также) в роли самостоятельного субъекта.
В начале осуществляется обособление государства от общества, начерчивается только ее сущность. Государство еще остается "вещью в себе" и относится к обществу как часть к целому.
Последующее развитие государственности связано с рождением бюрократии. Во внутренней структуре государства постепенно образуется особенная социальная прослойка (группа), которая непосредственно осуществляет государственные функции, светскую политику. Эта прослойка находится в особенных отношениях не только с обществом как целым, но и со всеми другими социальными группами. Таким образом, государство конституируется не только в определенную часть общества, но и как ведущая группа общества. В таком случае государство уже не есть "вещь в себе", а выступает как "вещь для себя". Сущность государства в этом случае оказывается уже достаточно выразительно, но еще не раскрывается как движение противоречия между индивидом и обществом.
Позже развитие государственности связано с установлением общественного контроля над бюрократией. В ходе борьбы со всевластием бюрократии происходит формирование нации. Этот противоречивый процесс осуществляет двойное влияние как на положение индивида, так и на положение общества.
С одной стороны, индивид здесь утверждается как полностью самостоятельный и свободный субъект. С другой, устанавливая контроль над бюрократией, он должен признать себя частью определенной целостности, что состоит из таких как он индивидов, и ограничить свою свободу в интересах этой целостности. Происходит своеобразное "удвоение" функций индивида: он одновременно встает частным лицом и гражданином. Соответствующие изменения происходят и внутри общества. С одной стороны, происходит объединение совсем самостоятельных индивидов-атомов, связанных между собой лишь отношением к государству. с другого - государство стимулирует рождение нации и сама "распространяется" от прослойки бюрократии к масштабам всего общества. Общество также вроде бы удваивается, распадаясь на гражданское общество и политическое государство.
Кампания на Синае
Парашютные десанты Израиля. Вечером 29 октября Израиль был готов к осуществлению «Кадеш» и начал претворять план в жизнь. Руководители ЦАХАЛа были людьми с воображением, всякий раз выдумывая очередной сюрприз для противников из арабской коалиции. На этот раз соль операции заключалась в том, что ее начало нисколько не напоминало крупного ...
Что такое социальное государство.
Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к ...
Идеология народничества М.А.Бакунина
Теоретик анархизма М. А. Бакунин являлся и признанным идеологом народничества. Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и интернациональной социальной революции. Славяне, в отличие от немцев, не питают страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. В России государство открыто п ...