logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Концепции происхождения и сущности государственной власти
Страница 2
Другая политология » Государство в политической системе общества » Концепции происхождения и сущности государственной власти

Альтернативная концепция права - историческая школа права - сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основатели, немецкие юристы Г. Гуго, Г. Пухта, К. Савиньи, также полагали, что право предшествует власти и закону. Но они видели в праве не общечеловеческие естественное достояние, а следствие обычая, отражение специфического правопонимания того или иного народа, его духа, истории. Государство поэтому рассматривалось не как результат рационального договора, а в качестве живого организма, имеющего такую же историческую природу, как и право. Тем самым, складывалась органическая концепция государства, распространяющая на государство законы биологического развития. Оно считалось "единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан".

Представители социологической школы права, сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв. (Р. фон Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд), пытались перевести дискуссию о природе права и государственной власти в совершенно иную плоскость - анализировать не их происхождение, а современное состояние, т.е. реализацию властных полномочий, применение права. С точки зрения социологического подхода государство рассматривается как социальная общность, отражение всего реально существующего социального порядка. Политические функции государства включают правотворчество лишь как один из компонентов. В целом же такое " социальное государство " неразрывно связано со всеми типами отношений, существующих в обществе.

Не считала принципиальным вопрос о происхождении государства и права и т.н. нормативистская школа (основатель - австрийский юрист Г. Кельзен). Нормативизм развивал тезис о том, что право следует познавать лишь из самого права. Это система правил должного поведения человека, независимых от того или иного временного состояния общества. Государство в нормативистской трактовке является лишь "системой норм", "нормативным порядком". Его ключевая функция - в обеспечении максимально точного соблюдения людьми предписаний закона, в том числе за счет политического принуждения.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е. Дюринга, Л. Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего - в ходе завоевания.

Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их государство можно определить как политическую целостность, закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления.

Конституирующими элементами государственной системы выступают территория и население (нация, народ). Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялась на людей вне пространственных рамок на основе кровнородственной общности, власть современного государства действует, прежде всего, на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.

Страницы: 1 2 3

Другое о политике:

Правовое государство
Термин правовое государство состоит из 2-х частей: - Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытека ...

Этнополитика как объект международного права
Первым шагом в этом направлении явился крах прежних династических империй после Первой мировой войны и появление на мировой арене «этнических федераций» – СССР, Югославии, Чехословакии. По существу, лишь после Второй мировой войны правовое и политическое оформление прав этнических (расовых, религиозных) сообществ приобрело законченную фо ...

Новый политический консенсус
Консенсус в области государственного строительства и межгосударственного взаимодействия призван объединять государства общностью идеалов, создавая тем самым зону политической управляемости как механизм устойчивого развития глобальной системы. Эффективность консенсуса основывается на добровольном признании и выполнении комплекса рекоменда ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru