Модернизация представляет собой не процесс развития технологий (вопрос не в технологиях как таковых, а в социуме, способном их воспроизводить и использовать себе во благо), не снятие кальки с современного состояния западных обществ (во многих отношениях, они тоже подвержены риску демодернизации и регресса), а процесс формирования реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.
В их числе - система массового образования, административная система, армия, суды и система исполнения наказаний, институционализированная наука и многое другое, о чем говорится в настоящем докладе.
Главная миссия модернизации - полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества на базе этих и им подобных институтов.
Институты общества модерна, которые существуют в современной России, в основном не справляются с вышеназванной миссией, поскольку те модернизации, в ходе которых они были созданы,
во-первых, отстоят от нас весьма далеко во времени, т.е. отвечают во многом иным вызовам и условиям;
во-вторых, во многом были обнулены двойным разрывом исторической преемственности (1917 г., 1991 г) и, что особенно важно для нас, процессом демодернизации в постсоветский период;
в-третьих, не всегда и не во всем были удачными.
Поэтому в существенной части базовые институты модерна в России должны быть спроектированы и сформированы заново с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта. В особенности это касается системы образования, армии, государственной службы. Такая постановка вопроса ставит сегодняшнюю модернизационную повестку - по масштабу задач - в один ряд с петровской и советской модернизациями, заложившими базовые социальные "чертежи" для России эпохи модерна.
Методология этой модернизации предполагает формирование очагов, эпицентров, моделей нового общества без превентивно-революционного разрушения старого общества.Т. е. выверенное движение в три этапа:
разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере;
реализация концепции преобразований на социальных моделях (на локальных примерах);
массированное внедрение (тиражирование успешных моделей) с постепенной заменой прежних систем.
Взращивание ростков общества будущего может оказаться бессмысленным в случае прохождения "точки невозврата" в процессах демодернизации, после которой будущее для нас как целостной нации может не наступить. Поэтому работа "на перспективу" должна сопровождаться принятием со стороны государства экстренных и чрезвычайных мер в точках и зонах социального бедствия (моральное и физическое здоровье населения, низкая рождаемость в регионах "коренной" России и высокая смертность, положение малых городов и депрессивных регионов, неконтролируемая миграция и так далее).
Предпосылки возникновения американской политологической школы.
В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода, которые в известной мере разграничивают и ход идейной полемики по вопросам права, общественного и политического устройства. Первый период приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охв ...
Исламский экстремизм в макроисторической перспективе. Последствия
исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира
на современном этапе
Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран "третьего мира", однако, в любом случае влияние это со знаком "минус" в силу самой деструктивной природы экстремизма. Деятельность исламистских организаций принимает наиболее опасный характер в условиях с ...
Возникновение и развитие политических идей в России
Формирование государственности у славянских народов проходило на протяжении длительного времени. В VII – VIII вв. в среднем Приднепровье образовался племенной союз живущих там славян – Русь с центром в Киеве. Это было первое славянское государство в Восточной Европе. Чуть позже образовалось другое государство - во главе с Новгородом. В 8 ...