Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.
Номенклатура – это господствующий социальный слой, сформированный за многолетнюю историю СССР. Главной и единственной партией в этой системе управления была КПСС. Она выполняла роль «руководящей и направленной силы», а Советы были органами государственной власти, опорой советской демократии. Советы не смогли выполнять функцию власти. В них сформировалась бюрократическая основа, которая фактически управляла делами.
Политическая демократия была лишь видимостью, ширмой, за которой скрывался диктат КПСС, основанием чему служило и то, что на выборах можно было выдвигать лишь одного кандидата в депутаты, и то, что правами и свободами можно было пользоваться лишь «в интересах социализма».
КПСС была двигателем этой системы – партия «нового типа», созданная не для парламентской борьбы за власть, а для революции, насильственного захвата власти. И, хотя она сохраняла внешние признаки партии, на самом деле была государственной структурой.
Партия обладала монополией на власть, назначала на государственные должности своих членов, непосредственно её Центральному комитету были подчинены армия, органы государственной безопасности, она непосредственно распоряжалась государственным бюджетом, партийные решения зачастую были обязательны для всего населения. Фактически произошло сращивание партии с государством и подчинение государства партии.
По сути, в современной России так ничего и не изменилось. Приход к власти В.В. Путина, очень плотно связанного со спецслужбами, привёл к резкому усилению притока представителей этих самых спецслужб во все структуры государственной власти, что ещё раз напоминает о протекционистском механизме назначения на должности в номенклатурной системе.
Партия «Единая Россия» является ухудшенной копией КПСС. Встав во главу этой партии, теперь уже бывший президент, будет по-прежнему находиться у власти. В конце концов, оппозиционные партии ликвидируются, и Россия придёт к тоталитаризму.
Основные этапы развития Советской политической системы:
1. Военно-террористическая диктатура, опиравшаяся на военно-бюрократический аппарат и силы социального реванша.
2. Олигархическая диктатура бонапартистского типа.
3. Тоталитарный политический режим.
4. Политический режим незавершённой демократизации.
5. Политическая консервация, характеризующаяся усилением административно-командного управления.
Перестройка, попытка прорыва к подлинным демократическим преобразованиям и к многоукладной экономике.
Историческая продолжительность жизни номенклатуры невелика. К её концу ведут 2 пути: эволюционный и революционный.
Первый путь – это перерастание диктатуры номенклатуры в посленоменклатурный строй. Это путь, не связанный с материальными и человеческими жертвами.
Самым кровопролитным и разрушительным путём к устранению диктатуры номенклатуры была бы война. Этого можно избежать, подтолкнув номенклатуру к пути мирной эволюции. А поскольку уговорить её не удастся, надо создать ситуацию, в которой собственные эгоистические интересы номенклатуры заставили бы её предпочесть мирный путь как наиболее приемлемый.
Необходима замена номенклатурно-бюрократического государства государством демократическим. Не надо создавать видимость борьбы с номенклатурой, как делал Ельцин в 1990 г. Её необходимо поставить на то место, где она должна быть в здоровом государстве. Она должна жить жизнью народа. Порочная на корню вся система жизнеобеспечения, льгот и привилегий должна быть отменена. Единственным источником дохода должна быть зарплата, пусть и достаточно высокая. Личные интересы чиновников и депутатов должны во многом совпадать с интересами рядовых граждан. Только тогда можно надеяться на серьёзные улучшение жизни.
Дело за появлением таких политических сил, которые возьмут эту цель на вооружение.
Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определённый этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в её обществено-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий политический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъём экономики, повышение роли России на международной арене.
Характеристика уровней
лидеров.
Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. По характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: ¨ Лидер малой группы лиц (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства), обладающих наибольшей властью в данном сооб ...
Новый политический консенсус
Консенсус в области государственного строительства и межгосударственного взаимодействия призван объединять государства общностью идеалов, создавая тем самым зону политической управляемости как механизм устойчивого развития глобальной системы. Эффективность консенсуса основывается на добровольном признании и выполнении комплекса рекоменда ...
Сущность структура и функции политической системы
Система - это определенное количество взаимоувязанных элементов, что образуют стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности. Но внутренние закономерности, свойственные именно этой общности. Любая система характеризуется также стойкими связками элементов, которые достигаются в результате структурного упорядочения ее ча ...

