Либерализм в РФ явился полной противоположностью социалистическому строю, причем в крайней, радикальной форме. Политический радикализм ведет к дестабилизации государства и его гибели.
Либерализм исходит из принципа индивидуальной свободы, отстаивает необходимость демократии и приоритет частной собственности, он строится на последовательном осуществлении принципа толерантности. Либерализм предполагает наличие развитых институтов гражданского общества. В области национальных отношений предполагает предоставление нациям широкой культурной автономии.
Наблюдаемая в России, с 90-х годов ХХ в., либеральная программа сводится к формированию политической системы, предполагающей многопартийность, широкие возможности участия граждан в политической жизни, их эффективное влияние через общественные организации и избирательную систему на политическую повестку; создание значительного среднего класса на основе частной собственности через процедуру приватизации; предоставление нациям широкой автономии.
Логика осуществляемой либеральной программы привела к неожиданным, для политически неграмотного общества того времени, но вполне закономерным результатам. Приватизация способствовала становлению номенклатурного капитализма. Большинство гражданских объединений, сохранили зависимость от государства, от администраций предприятий. Снизился уровень социальной защищенности граждан. Широкая национальная автономия обернулась сепаратизмом, противоречиями республиканских законов федеральным, массовым исходом русских из автономных образований. В средствах массовой информации развернулась глобальная кампания навязывания потребительских стандартов.
Т.е. наблюдалась явная дестабилизация обстановки в стране и многие политологи прогнозировали гибель государства при условии сохранения либерального курса. Следовательно, национальная безопасность РФ в 90-е годы ХХ в. была крайне низкой и требовала новой идеологической программы.
Третье государственное течение – национализм - также противопоставляется социализму, который направлен на его преодоление, на основе утверждения национального равноправия, суверенитета содружества народов.
Национализм определяется как идеология и политика в национальном вопросе, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности, где нация трактуется как высшая внеисторическая форма общности.
Самое сложное и нечетко выраженное в общегосударственном масштабе течение. Национализм имеет в современной России особое звучание и проявляется в активном использовании национальных символов (герб России, флаг России, славянский «коловрат», православные символы и т.п.), в возвращении к славянским традициям, все большему отказу от западных влияний. Эти тенденции говорят о возможности формирования новой идеологии на основе национализма.
Но жесткий национализм в России невозможен, что исключает радикальную политику, которая может негативно сказаться на состоянии государства. Невозможность развития национализма связана с многонациональностью государства, сохранностью социалистических настроений СССР, пропагандирующих межнациональное равноправие (интернационализм). Национализм не может быть построен в демократичном обществе и требует готовности национального сознания к принятию этих идей. Русское национальное сознание не сформировано, об этом свидетельствует неперсонифицированность русской идеи.
Державность не предполагает национального угнетения. Именно вследствие этого все народы России сохранили себя. В этой связи актуальной становится проблема поиска новой державной формулы, такой как: Москва - Третий Рим; православие, самодержавие, народ; интернационал.
Публикуемые в последнее время результаты многочисленных социологических опросов свидетельствуют о состоянии усталости населения от идущих в стране преобразований. Это вызвано чрезвычайным напряжением сил, снижением уровня правовой и материальной обеспеченности граждан, неопределенностью будущего.
Заключение.
Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, чтоименно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. А изучение типов политическ ...
Жизнеспособность авторитаризма
Обзор особенностей типов правления, образующих классическую триаду учения о формах правления, позволяет сделать некоторые общие выводы об авторитарных системах. Очевидно, что по сравнению с тоталитаризмом при авторитаризме ограничение власти достигается не только с помощью ограниченного плюрализма, но и, по возможности, с действием конст ...
Переворот Насера. Арабо-израильский
конфликт
1948-1949 гг. косвенно ударил по его организаторам. Проиграв первую войну против Израиля, арабская коалиция озадачилась поиском причин поражения. Особенно остро поиск виноватых протекал в Египте. Ответ нашла группа армейских офицеров среднего звена, которая сочла главным виновником расстройства арабских планов короля Фарука. В 1952 г. за ...