Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
Будучи реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют рассмотренные выше требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей средствами массового политического движения, в котором участвует широкая коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль; сохранение окружающей Среды и гармоническое развитие личности.
Основные популистские принципы сводятся к следующему:
- Развитие демократии;
- Борьба против господства монополистического капитала;
- Объединение на межрасовой основе;
- Трудящиеся массы как главная социальная ценность;
- Создание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народа;
- Главная задача государства - счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония;
- Обеспокоенность экологическими проблемами;
- Личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности;
- Отрицание насильственных способов решения социальных проблем.
Примечания
[1] Заславский В. Россия на пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991. № 5. С. 31 – 32.
[2] Чичерин Б. Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997. С. 357.
[3] Согрин В. В. политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2. С. 29.
[4] Популизм – это не порок. // Аргументы и факты. 1991. №22. С. 5.
[5] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.
[6] Хорос В. Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С. 108 – 120.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Согрин В. В. Указ. соч. С. 30.
[10] Там же. С. 31.
Особенности взаимоотношения политики и религии
В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то ...
Средства массовой информации и их влияние на
молодежь
Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу ("четвертую власть"), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполня ...
Анализ признаков, отличающих тоталитарный режим от нетоталитарного, с позиции институционализма
Идея социализации экономики исходит из представления, что все имеющиеся в обществе знания можно собрать воедино, так что компетентным органам останется только выработать на этой основе оптимальные решения и спустить указания на места. Первое, с чем им придется столкнуться, - фактор времени. Пока агент передаст информацию в центр, там про ...

