Антрепренерская тенденция исходит из того, что индивидам, стремящимся попасть в элиту, необходима поддержка не только внутри управленческой системы, в которой они собираются делать карьеру, но и вне ее. И они находят эту поддержку, а инерциальные силы организационных форм в меньшей степени тормозят их продвижение в элиту. По антерепренерской модели преимущественно рекрутируется политическая элита. Для этой системы, где селекторат более широкий, кандидату на элитные позиции нужно влиять не только на вышестоящих лиц, но и апеллировать к влиятельным людям во вне системы. Здесь критерии селекции разнообразны и противоречивы, при продвижении вверх можно миновать бюрократические ступеньки и рутинные процедуры. Если спроецировать эту типологию на российскую историю последнего времени, можно сказать, что только по первой модели могли продвигаться наверх лидеры застоя, а по второй – политические деятели демократической формации.
Рассмотрим более широкую типологию рекрутирования элит – закрытая и открытая. Открытый тип рекрутирования элиты обычно основывается на отборе, имеющем вид «честного конкурса», при котором решающими являются личные качества человека, его способности, образованность, нравственные характеристики, а не его (или его родителей) социальное положение, принадлежность к определенной социальной группе (привилегированному сословию, классу, национальности или группировке). Только при условии, что именно индивидуальные, а не надиндивидуальные характеристики являются главным критерием отбора, элита может быть ассамблеей лучших и достойнейших, то есть подлинной меритократией. Если же превалирует принцип, позволяющий выдвигать не самого умного, способного и честного, но зато доказавшего преданность своему социальному клану, - это означает закрытый тип селекции, ведущий к негативным последствиям для общества и, в конечном счете, к деградации элиты.
Закрытый тип рекрутирования элиты характерен для традиционного общества, прежде всего – для тоталитарных и автократических политических режимов. Этот тип сужает социальную базу рекрутирования, обрекает политсистему на застой. Она утрачивает способность к эффективному управлению, снижает качество управленческого кадрового состава и, по существу, провоцирует образование контрэлиты.
Модель открытой элиты – скоре норматив, цель, которой они явно не достигли. Большая часть административного аппарата состоит не из избираемых, а назначаемых чиновников, и тут селекторат достаточно узок. Но узость селектората не обязательно свидетельствует о слабой демократичности социально-политической системы. Здесь важен критерий отбора, которым руководствуется селекторат – представляет ли он собой честный конкурс, конкуренцию на основе способностей и заслуг, или решающими оказываются богатство, знатность, связи [1, 312 с.].
Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента
Франции
В начале 2007 года Саркози оказался единственным претендентом на участие в президентских выборах, намеченных на апрель-май, как кандидат от UMP. 14 января 2007 года он получил 98 процентов голосов на безальтернативных внутрипартийных выборах. Его основным конкурентом в борьбе за президентское кресло считалась кандидат от социалистов Сего ...
Нововведения и реформирования государственной
деятельности Российской Федерации
Российские проблемы реформирования государственного аппарата имеют двойственную природу: с одной стороны, это - ответ на вызовы наступившего XXI века; с другой - насущная необходимость решения вопросов, связанных с приведением в соответствие новых реалий в сфере рыночной экономики и принципов демократизации общественной жизни в России с ...
"Третий путь" Европы
Ведущую роль в пересмотре социал-демократической идеологии играет Т.Блэр. Им движут не только идейные соображения, но и стремление вывести Великобританию из полуизоляции в ЕС, в которой она очутилась при скептически настроенных к нему тори. Широкую известность получила концепция "третьего пути" Блэра, активно популяризируемая и ...